Прогуливаясь вдоль железнодорожных путей Приозерского направления у станции Ручьи, я наткнулся на интересный с точки зрения истории и статуса объект. На заброшенную платформу.
Прежде всего, моё внимание она привлекла тем, что была сделана не как стандартные платформы, с которых мы регулярно садимся в электрички, чтобы отправиться за город. Увиденная мной станция была низкопольной.
Я решил поискать информацию о том, для чего она была построена и почему сейчас не используется.
Для начала скажу пару слов о месте, где располагается эта платформа - о железнодорожной станции Ручьи. История её началась в марте 1917 года – одновременно с открытием движения по железнодорожной ветке Кушелевка – Хийтола. Название станции дали по имени рядом расположенной деревни - Ручьи.
Благодаря активным работам по развитию этой перспективной линии, к 1941 году станция Ручьи стала принимать поезда по трём подходам – со станций Пискарёвка, Полюстрово и Ржевка.
Далее от Ручьёв протянулись пути шестнадцатикилометровой соединительной линии, связывающей Приозерское и Выборгское направление. Первые 4 километра две линии шли рядом, а незадолго до станции Девяткино соединительная ветвь круто сворачивала к западу и выходила на трассу Выборгского хода перед станцией Парголово. Движение поездов по этой линии было открыто в 1941 году перед самым началом Великой Отечественной войны.
По проекту на линии Ручьи – Парголово должна была появиться и промежуточная станция. Но в 1941 году её построить так и не успели. Станция была открыта только в 1946 году и получила название Парнас. Находилась она рядом с деревней Бугры.
В 1958 году над двумя путями станции Ручьи протянулась контактная сеть, а для посадки-высадки пассажиров была построена высокая платформа островного типа. Через станцию пошли электропоезда Ленинград - Пери.
30 мая 1975 года для станции Ручьи стал знаменательным днём - здесь впервые остановился международный поезд "Лев Толстой" (Москва - Ленинград - Хельсинки). Именно для него и была построена низкопольная отдельная платформа.
На самом деле я живу "в 5 минутах" от этой станции, регулярно отправлялся с неё к себе на дачу в Токсово (с высокой платформы), но никогда не обращал внимание на низкую платформу, и ничего не знал об её истории.
Но люди постарше меня пользовались этим поездом и знали где именно в Ленинграде останавливался международный поезд Москва - Хельсинки.
Вот там вдалеке идёт состав, но здесь он не остановится.
"Лев Толстой" - это был первый ночной поезд, развивавший скорость свыше 120 км/ч. Состав поезда стал формироваться из десяти вагонов: пассажирских, багажного, почтового и вагона-ресторана. Для этого поезда была построена специальная низкопольная остановка на станции Ручьи. Поезд был довольно хорошо востребован.
Здесь могли выйти пассажиры, которые следовали, например, из Москвы в Ленинград. Кроме того, на станции во время стоянки происходила смена локомотивных бригад. Ленинградцы, приведшие поезд из Бологое, уступали место выборжанам, которые вели его далее через Парнас на Выборг.
Поэтому продолжительность остановки, как правило, составляла порядка десяти минут (согласно графику 1984 года поезд из Москвы прибывал в 05:54, отправлялся в 06:04, встречный из Хельсинки прибывал в 01:20, отправлялся в 01:30).
После Ручьёв поезд делал остановку на станции Зеленогорск (в сторону Хельсинки) и станции Тверь (в сторону Москвы). Когда поезд двигался по направлению в Финляндию, то часть вагонов отцепляли в Выборге, остальные следовали в Suomi: пять до Хельсинки и один до Турку.
Для подвоза пассажиров к Хельсинкскому поезду пришлось откорректировать график движения трамваев 9, 32 и 40 маршрутов, конечная остановка которых находилась рядом с железнодорожной станцией (трамвайная линия по проспекту Науки была открыта в 1966 году).
Несмотря на отдалённый от центра города пункт посадки, пользовался у ленинградцев популярностью. Те, кто в 1970-е годы часто ездил в командировки, помнит, как сложно было достать билеты на Москву. А этот поезд приходил из Финляндии практически пустой, и на него всегда имелись свободные места, даже в день отъезда.
С 11 июня 2003 года остановка поезда в Санкт-Петербурге была перенесена на Ладожский вокзал в связи с чем железнодорожная станция в Ручьях прекратила выполнять своё международную функцию. И вообще перестала использоваться.
На фотографии ниже можно увидеть заброшенную железнодорожную платформу близ жд станции Ручьи, а на заднем плане высокую платформу, которая используется для электричек по сей день.
В качестве заключения за полезной информацией я обратился к краеведу Александру Браво.
Благодаря его данным мы можем наглядно увидеть как следовал поезд Хельсинки - Ручьи - Москва, который останавливался когда-то на ныне заброшенной платформе.
На схеме вверху карты изображён тот самый отворот после станции Ручьи, о котором говорилось выше, перед Девяткино на станцию Парнас, после чего поезд уходил с Приозерского направления на Выборгское.
А станция Дача Долгорукова (внизу схемы справа) - это нынешний Ладожский вокзал, куда из Ручьёв в 2003 году перенесли остановку поезда.
И также на схеме видно, как после Дачи Долгорукова (Ладожский вокзал) состав уходит уже на Московское направление.
Для тех кто любит читать на железнодорожную тему рекомендую обратиться к статье "Критский С.В. Призрачная Правобережная. Несколько эпизодов из истории Ленинград-Финляндского железнодорожного узла".
С более подробной информацией о Приозерском направлении можно ознакомиться в статье "Вокзалы и станции Приозерского направления". Вообще очень рекомендую на эту тему сайт terijoki.spb.ru
Как гласит официальный сайт поезда: «Лев Толстой» – это комфортный пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Хельсинки. Он также известен под номером 32А (отправление из Москвы) или 31А (из Хельсинки). Фирменный «Лев Толстой» появился в 1975 году. С 2003 года состав вместо станции Ручьи останавливается на Ладожском вокзале.
Такова история заброшенной железнодорожной платформы "Ручьи", имевшей статус международной в течение 28 лет.
Если у вас есть что добавить на эту тему. Например, вы пользовались поездом "Лев Толстой" и станцией "Ручьи" до 2003 года, буду рад услышать исторические подробности. Пишите их в комментарии.