На протяжении нескольких лет группа охотников за сокровищами готовит операцию по добыче клада с давно затонувшего корабля. И вот, когда дело наконец-то сделано, испанские власти тут же отбирают найденное и помещают в банк. После того, как доказать своё право на находку в суде не удалось, остается только один вариант – найти гениального студента-инженера и ограбить хранилище прямо во время Чемпионата мира по футболу. Пока толпы жителей Мадрида смотрят игру с огромных проекторов на площади напротив банка, у грабителей есть всего 105 минут, чтобы провернуть задуманное.
Жанр: фильм-ограбление, боевик, триллер, приключения
Режиссер: Жауме Балагеро
В ролях: Фредди Хаймор, Астрид Берже-Фрисби, Сэм Райли, Лиам Каннингем
Возрастной рейтинг: 16+
Премьера: 15 апреля 2021 (в России), 15 января 2021 (в мире)
Похоже на: Бумажный дом (сериал), Одиннадцать друзей Оушена, почти любой фильм про ограбления.
Апрель 2021 года невероятно богат на новые яркие премьеры. Совсем недавно на экраны вышел «Майор Гром: Чумной Доктор», основанный на длинной серии русских комиксов. Чуть позже свет увидел «Мортал Комбат» - фильм по мотивам культовой видеоигровой франшизы. Вот-вот можно будет посмотреть «Гнев человеческий» от любимого всеми Гая Ричи. На фоне всего многообразия картин «Гениальное ограбление» точно пройдет в прокате очень тихо. Так есть ли смысл идти на него в кино?
Действительно, этому фильму вряд ли светит огромный успех и широкая известность. Интерес к нему настолько мал, что в России фильм вышел спустя целых три месяца после мировой премьеры. У него нет ни занимательного первоисточника, ни известного режиссера. Хотя среди актеров вполне можно увидеть некоторые знакомые лица. Фредди Хаймор, получивший свою известность благодаря роли Шона Мёрфи – хирурга с диагнозом аутизм, играет здесь немного похожую роль и вполне хорошо справляется. Его персонаж, Том Лейбрик, умный, отстраненный молодой гений. Отказываясь от предложений крупных компаний и гонораров в сотни тысяч долларов, он продолжает мечтать о чем-то, что помогло бы ему раскрыть потенциал и проявить свой ум. Корпоративный дух и скучная работа в офисе явно не прельщает его, а напор со стороны отца, который пытается сделать сына серьезнее, действует Тому на нервы. К счастью для него, возможность блеснуть умом довольно быстро подворачивается. Охотники за сокровищами нанимают парня, чтобы тот изучил настоящее чудо инженерной мысли – сейф банка Мадрида, в который невозможно попасть, и из которого еще сложнее выбраться. Несмотря на неправдоподобность самой ситуации (мы же всё-таки смотрим фильм), в существование такого героя почему-то не трудно поверить. Гениев в нашем мире не так много, но вот уставших от рутины людей – полно.
Остальные персонажи не блещут оригинальностью и представляют собой крепкую и уверенную команду, характерную для подобных фильмов. Тут есть ловкая и смелая девушка, которая будет представлять любовный интерес для Тома, нагловатый «альфа-самец», выступающий своего рода соперником главного героя, компьютерщик, чьи функции сводятся к умным терминам, кликанью по клавиатуре (но, надо заметить, очень эффективному кликанью) и поеданию чипсов. Отдельно стоит отметить Уолтера. Главарь всей группы – взрослый солидный мужчина. У него вполне достаточно денег и ограбление банка совершенно не обязательно, чтобы он смог безбедно провести старость. Но его самолюбие было задето поступком властей, а годы жизни были потрачены на поиск этого клада. Теперь же, когда сокровище отняли, восстановление справедливости – дело принципа. Также, как и для футболистов делом принципа является победа в матче.
Перед просмотром фильма складывается ощущение, что чемпионат по футболу является лишь сюжетной функцией. Чем-то, что способно отвлечь людей и дать главным героям возможность проскользнуть в банк. Чем-то, что добавит в фильм красок, ощущение праздника, кричащих зрителей и местный колорит. На самом деле, этот вид спорта в фильме значит намного больше. Давайте посмотрим на игру глазами тех людей, которым до футбола нет никакого дела. 22 человека пинают мяч и делают это с таким энтузиазмом, как будто от этого зависят их жизни. Еще тысячи зрителей с таким же энтузиазмом за этим смотрят. Казалось бы, получается какая-то бессмыслица. Ведь по большому счету, ничья жизнь не поменяется от того, куда этот мяч в итоге улетит. Какая, в сущности, разница, кто одержит победу, когда есть дела поважнее? Но для большого количества людей футбол – жизненно важная вещь. Это то, на что они тратят время и силы, то чему учатся годами, это высокое мастерство, желание чего-то добиться и в чем-то преуспеть. У всех нас в жизни есть вещи, которые кажутся нам важными, но которые абсолютно бессмысленны в глазах других. Для Уолтера, например, имеет ценность восстановление справедливости. Возвращение сокровищ – это желание довести начатое до конца, сделать годы, потраченные на их поиск, не бесполезными и чувство азарта, не слабее того, которое испытывают футбольные фанаты.
Подобный азарт фильм старается вызвать и у зрителей. Получатся ли это сделать у картины? Скорее да, чем нет. Если вы посмотрели все киноленты про ограбления, и уже ничему не удивляетесь, возможно, и это кино не сможет сильно заинтриговать вас. Если вы пришли на фильм с завышенными ожиданиями (например, из-за странного перевода названия) и надеетесь, что ограбление будет действительно настолько «гениальным», насколько заявлено, то вы тоже вполне можете выйти из зала без чувства восторга. Но, в целом, есть определенное количество людей, которым фильм понравится и у которых он вызовет эмоции. Это зрители, которые посмотрели относительно мало фильмов, те, кто пришел в кино без завышенных ожиданий либо попал на фильм случайно, люди, желающие просто отдохнуть за просмотром чего-то легкого и развлекательного или, возможно, фанаты Фредди Хаймора.
В картине много крайне штампованных драматических сцен, когда у главных героев получается провернуть что-то в последнюю секунду. Местами это доходит до смешного, а желание заинтриговать зрителя вызывает скорее смех из-за нелепости ситуации. Лично у меня такое было только с одним моментом в фильме, который был хоть и очень драматичным, но слишком уж неправдоподобным. Хотя даже на него я легко могу закрыть глаза, учитывая, что суммарно история вызывает интерес, а все остальные сюжетные аспекты не производят впечатление глупых или надуманных.
Подводя итог, можно сказать, что фильм не слишком примечательный и совершенно не уникальный. Последнее время большинство картин стараются удивить зрителя, либо демонстрируя уникальный мир и сеттинг, либо показывая зрелищные сцены драк, либо по-новому интерпретируя хорошо знакомые истории. «Гениальное ограбление» это неплохой, но не выдающийся, средний фильм. Просто иногда очень хочется сходить именно на такое кино. Получить конкретную, четкую и понятную историю, отдохнуть от знакомых лиц актеров или изредка взглянуть на что-то не голливудское. Вернемся к поставленному в начале вопросу «Зачем идти на этот фильм?». Мой ответ, хотя и прозвучит странно, таков: Для разнообразия. Как ни парадоксально, иногда, после множества уникальных лент, разнообразие можно получить именно благодаря чему-то простому и обычному.
Итог: «Гениальное ограбление» - крепкий качественный фильм, не хватающий звезд с неба и не показывающий зрителям ничего нового. Но от него можно получить удовольствие. Персонажи приятные, отдельные моменты хорошо сняты, ход ограбления держит в напряжении и не вызывает отторжения или чувства неправдоподобности происходящего. Сходить на фильм в кино вполне можно, если вы хотите расслабиться, а остальные премьеры вы либо уже посмотрели, либо они не вызывают у вас интереса по каким-то причинам.