ИА FederalCity продолжает серию публикаций о неприглядных вещах из истории «цивилизованного мира», которые там предпочитают не вспоминать. Сегодня – о тех представителях капитализма, которые весьма тесно сотрудничали с провозгласившей целью уничтожение этой системы Советской страной.
Как известно, #СССР противопоставлял себя западному, буржуазному миру. Особенно острым это #противостояние было в первой половине XX века. Тем не менее, многие западные #джентльмены были попросту без ума от государства, построенного Лениным и Сталиным – даже в самых жестоких его формах.
Как правило этими джентльменами были #британцы – интеллектуалы левых, но ничуть не антигосударственных взглядов. Так, всемирно известный драматург Бернард Шоу приехал в Советский Союз в 1931 году и был в восторге от увиденного. Впоследствии на вопросы о том, действительно ли в #СССР есть голод, он отвечал шутками, что так сытно он не ел и в Англии. Вполне возможно, что это так и есть – но в это же время десятки тысяч обычных людей, которым не посчастливилось быть важными иностранными гостями, по всей стране (а не только на Украине) умирали от возникшего в ходе массовой коллективизации голода.
Будучи гостем колонии для беспризорников, Шоу сказал юным правонарушителям, которых выбросила на улицу революция и гражданская война, следующую «вдохновляющую» речь:
«Когда я был мальчишкой, я тоже воровал. Но я воровал так хитро, что меня никто не поймал. Вор – не тот, кто ворует, а тот, кого на этом поймали. Все вы – должно быть, плохие воришки. За границей тысячи преступников разгуливают на свободе, совершая мелкие и тяжкие преступления. Они еще не пойманы только потому, что они это делают по-хитрому. Однако, придет время, и их тоже поймают».
Вернувшись на родину, Бернард Шоу не уставал публично расхваливать революционный #режим. Впрочем, в устах известного драматурга-сатирика это вполне можно было принять за скрытую издевку.
Фантаст и публицист Герберт Уэллс был куда более сдержанным. Его воспоминания «Россия во мгле» рисуют страшную, апокалиптическую картину, удивительно перекликающуюся с «Безделицами для погрома» Фердинанда Селина, воспоминаниями французского писателя ультраправых взглядов о поездке в Ленинград 30-х годов. Но и Уэллса поочередно очаровывал то «мечтатель» Ленин, разговор с которым вновь заставил его «поверить в коммунизм», то «искренний, честный и порядочный» Сталин. А вот последовательный переход Советской России к более традиционным моделям государственности вызывал у господина Уэллса явное раздражение – он сетовал, что Россия вновь становится империалистической «тюрьмой народов», которой в его глазах была Российская Империя – но ни в коем случае не #империя Британская.
Но даже на фоне этих «друзей СССР» выделяется Хьюлетт Джонсон, крупный деятель Англиканской Церкви и лауреат Сталинской премии. Он поддерживал все, что происходило с Россией начиная с 1917 года – что, в общем, было не так и удивительно для европейского левого интеллектуала. Но при этом Джонсон, будучи священником, не только не обращал внимания на массовые #репрессии в отношении своих православных, католических, да и протестантских собратьев и вообще гонения на веру, а самым парадоксальным образом возвеличивал коммунистов с точки зрения религии.
«Запад говорит христианские слова, а творит антихристианские дела; Советский Союз говорит антихристианские слова, а творит христианские дела, дела же важнее всего... Недаром апостол Матфей сказал: «По плодам их узнаете их...» Истинные христиане наших дней — это большевики...» - говаривал преподобный.
Читайте также: Скелеты в западных шкафах. Человеческие зоопарки
Не отставали от британских джентльменов в любви к большевикам и британские леди. К примеру, Клэр Шеридан, талантливый скульптор и… кузина Уинстона Черчилля. Познакомившись в Англии с посланцами СССР Леонидом Красиным и Львом Каменевым, она увлеклась романтикой социализма и посетила Советскую Россию. Там она усиленно занималась ваянием, создав скульптурные портреты практически всех представителей большевистской верхушки. При этом ходили слухи о том, что она постоянно вступала с этими деятелями в любовные отношения. Во всяком случае, почти несомненны факты ее романов с Троцким и Каменевым, которого из-за этого даже покинула жена.
После СССР Клэр Шеридан выступала на Западе с лекциями о стране социализма, оправдывая деятельность большевиков. В Англии был издан ее дневник с панегириками советским реалиям. Ее даже обвиняли в том, что она занимается шпионажем в пользу СССР. Клэр, конечно, всячески это отрицала, однако уже после ее смерти британская #контрразведка МИ-5 рассекретила #документы, из которых следовало, что Клэр пересказывала советским политикам свои разговоры с Уинстоном Черчиллем.
Взаимоотношения с большевиками американцев были куда менее идейными, и куда более деловыми – как это свойственно народу предпринимателей. Так, крупный бизнесмен Арманд Хаммер десятилетиями вел дела с СССР – начиная с правления Ленина, и заканчивая Черненко. Через него Советская республика вывозила из страны ценности – от культурных до природных. Он лишил страну множества предметов искусства, являющихся национальным достоянием, например, драгоценностей царской семьи. Хотя при этом не брезговал торговать на Западе и подделками, выдавая их за подлинные артефакты, вывезенные из России.
Ничуть не менее СССР помог и символ американского капитализма Генри Форд. Он был одним из тех американцев, благодаря которым вообще стала возможной сталинская индустриализация. В частности, именно им был построен Горьковский автомобильный завод.
Примеров такого сотрудничества можно найти немало. Но, что самое интересное, ни одна из сторон не видела в них для себя чего-либо зазорного. Капиталисты справедливо указывали на то, что им плевать, при каком режиме для них откроются новые рынки сбыта. А коммунисты кивали на знаменитую цитату Ленина о купленной у капиталистов веревке, на которой их и повесят. Так или иначе, техническое сотрудничество СССР и западного мира не прекращалось и во времена холодной войны.
Приоритет политических интересов над абстрактными принципами – аксиома того, что называют «реальной политикой». И на Западе, с его богатейшей историей политической и идеологической борьбы, об этом всегда помнили очень хорошо. Не стоит забывать об этом и нам – особенно во время очередного эмоционального выступления какого-нибудь американского или британского профессионального или не очень политика. За абстрактными лозунгами всегда стоит видеть конкретное содержание, которое обычно сводится к очень простому государственному интересу.
Читайте также: Ветеран Черноморского флота снова готовится встать в строй