Если кто-то, прочитав первую и вторую часть моей статьи, посвящённой моторным маслам, решил, что знает уже достаточно для того, чтобы отправиться в магазин и приобрести заветную канистру, он заблуждается. На извилистом фарватере выбора качественных смазочных материалов ещё немало подводных камней. Обойти препятствия непросто. Для начала нужно их обнаружить.
Тара имеет значение
Начнём с упаковки. По не вполне понятным причинам в среде отечественных автомобилистов укоренилось мнение, что металлическая ёмкость является гарантией качества содержащегося в ней лубриканта. Между тем, во многих цивилизованных странах, например, в Германии, расфасовывать моторные масла в металлические канистры запрещено на законодательном уровне. Считается, что такая упаковка менее удобна, и недостаточно хорошо защищена от подделок.
Так что, добросовестные производители разливают готовую продукцию в пластиковую тару, на которой имеются, в обязательном порядке:
- Этикетка и контрэтикетка, в полном объёме содержащие всю необходимую информацию о смазочном материале.
- Пломбы (разрывное пластиковое кольцо на пробке или приваренная плёнка на горловине), предохраняющие упаковку от несанкционированного вскрытия.
- Прозрачная мерная линейка, по которой можно определить оставшееся в ёмкости количество моторного масла.
Конечно, как говаривал персонаж романов Ильфа и Петрова, великий комбинатор Остап Бендер, «При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт — это такой пустяк, что об этом смешно говорить…». И всё же, подделать металлическую канистру со всеми атрибутами несколько проще, чем пластиковую. А чтобы у вас не оставалось сомнений относительно аутентичности приобретаемого продукта, не стесняйтесь попросить у продавца взглянуть на сопроводительные сертификаты. Эти документы, подтверждающие подлинность товара, должны обновляться каждый месяц.
Удивительные превращения
Теперь поговорим о брендах. То, что представляет собой продукт неизвестного происхождения, реализуемый в наших магазинах под маркой BP , и что может случиться при его использовании, я уже писал в статье «Дело в масле» . Но подобное введение покупателей в заблуждение – не единичный случай. Так, например, сюрпризы ожидают автомобилистов, купивших моторное масло:
- ENEOS , расфасованное в жестяную канистру. Именно такая продукция представлена на якобы официальных сайтах компании в России. Вот только зайдя на европейскую или американскую страничку официального сайта ENEOS несложно убедиться, что японский производитель, поставляющий лубриканты в Европу и США, использует для фасовки пластиковую тару. По имеющейся в сети информации, попадающие на рынок РФ металлические ёмкости появились в результате хитрой комбинации по выкупу расположенной на территории нашей страны фасовочной линии, ранее принадлежащей компании ENEOS . Ставший владельцем предприятия бизнесмен закупает упаковку у стороннего поставщика, а моторные масла на маслосмесительном заводе в Южной Корее. Какими характеристиками в действительности обладают продаваемые автовладельцам смазочные материалы, остаётся только догадываться.
MANNOL . Да-да, тот самый бренд, который ассоциируется с немецким качеством! Дело в том что, кроме места регистрации фирмы, к Германии эта продукция не имеет прямого отношения. Насколько известно, владелец предприятия имеет гражданство Республики Казахстан, а производственные мощности находятся в Литве (г. Клайпеда).
ROLF . На первый взгляд всё довольно пристойно. Существует не только российская, но и немецкая версия официального сайта, где, в соответствующих разделах, написано много красивых слов о качестве продукции, выпускаемой компанией «Рольф лубрикантс ГМБХ». Однако, если посетить сайт Росаккредитации, можно узнать, что в РФ смазочные материалы под брендом ROLF производит некий филиал, зарегистрированный в Москве. А сертификат на право заниматься коммерческой деятельностью этому филиалу выдало «Некоммерческое партнёрство «Ростовский центр сертификации «Донтест».
И таких производителей на российском рынке много. Нельзя исключать вероятность, что эти фирмы-химеры выпускают вполне себе качественное моторное масло. Вот только верится в это почему-то с трудом.
Репутация или деньги
Официальные представители брендов, задействованных в подобных теневых махинациях, ведут себя по-разному. Одни, учитывая особенности российского законодательства, махнули на происходящее рукой, не желая втягиваться в запутанные и бесперспективные судебные разбирательства. Другие, заботясь о своей репутации, категорически не идут на контакты с фирмами, желающими организовать в РФ совместные предприятия по выпуску или розливу лубрикантов.
Однажды мне лично довелось стать посредником в переговорах между одной небольшой, но солидной европейской фирмой, занимающейся производством моторных масел, и российской компанией, имеющей в своём распоряжении линию по фасовке смазочных материалов. Узнав, что у меня есть выход на поставщика, отечественные бизнесмены поинтересовались, нельзя ли организовать поставки лубрикантов в РФ для дальнейшего разлива в регионах.
Поскольку за спрос денег не берут, я передал их просьбу европейским знакомым. Ответ был предельно ясен. Фирма согласилась поставлять на продажу уже расфасованные масла, но обсуждать возможность разлива на местах отказалась, обосновав это отсутствием гарантий того, что деловой партнёр, подписав документы на право использования товарного знака, не начнёт лить в канистры продукты неизвестного происхождения.
Исходя из всего вышесказанного, лучше всего покупать лубриканты, производимые у себя на родине, а не на территории Российской Федерации. За державу, конечно, обидно, однако патриотизм – слабое утешение, когда платишь за ремонт автомобиля из своего кармана. На этом, пожалуй, в разговоре о моторных маслах можно поставить… нет, не точку, а многоточие. Ведь это неисчерпаемая тема!