Найти тему

Основные нарушения развития у детей школьного возраста

Оглавление

Мы часто не замечаем нарушений развития у детей. Когда родители ученика слышат диагноз о нарушении развития у ребёнка, то они либо впадают в панику, либо начинают всё отрицать.

В основном подобные нарушения касаются познавательных, аналитических и языковых навыков у детей. Дети с такими ограничениями не могут достичь даже минимального уровня владения учебным процессом, соответствующего их возрасту.

Типы нарушения развития

Определённые типы нарушений могут появляться отдельно или сочетаться друг с другом:

  • дислексия – это особая сложность в обучении чтению и письму, несмотря на использование стандартных методов обучения, средний интеллект и благоприятные социокультурные условия (вызывается нарушением основных когнитивных или конституциональных функций);
  • дискалькулия – трудности с решением даже простейших математических задач, например, трудности со сложением или вычитанием;
  • дисграфия – затруднение в овладении разборчивым, гармоничным и стройным почерком – разный размер букв, выход за линии, изменение направления написания отдельных букв, многочисленные зачёркивания, стирания или раскрашивания;
  • дизортография – трудности в овладении правильной орфографией, проблемы возникают как при написании на слух, так и при переписывании текстов (ошибки в пунктуации и орфографии, несмотря на знание правил орфографии).

Причины нарушения развития

У ребёнка может быть нормальный интеллект, благоприятные условия обучения, соответствующий уровень мотивации к обучению, отсутствие эмоциональных расстройств и др. Но он всё равно будет не способен овладеть определённым предметом.

Серьёзные трудности в школе испытывают в 3 раза больше мальчиков, чем девочек. Эта проблема затрагивает 10-15% учащихся. Принимая во внимание применяемые методы обучения, интеллект ребёнка, хорошие условия обучения, детей с нарушениями называют «детьми с особыми образовательными потребностями». Проблемы, возникшие исключительно по небрежности или в результате нарушения умственного развития, исключаются.

Симптомы нарушений развития

Риск появления нарушений развития связан со следующими симптомами:

  • в первый год жизни – задержка или атипичное двигательное развитие; ребёнок не ползает, не способен удерживать долго равновесие в позе стоя или сидя, имеет пониженный мышечный тонус (голову не поднимает); первичные врождённые рефлексы сохраняются;
  • у малышей (2-3 года) – трудности с сохранением равновесия и автоматизацией походки; замедленный бег; низкая ловкость рук; нарушение самообслуживания (стирка, застёгивание пуговиц, приём пищи ложкой и т. д.); трудности в играх, требующих манипулятивных навыков, например, строительство башен; задержка графомоторного развития, например, 2-летний ребёнок не рисует черту, 3-летний ребёнок не может рисовать круг; задержка речевого развития;
  • в дошкольном возрасте – ребёнок плохо бегает, не катается на велосипеде, плохо справляется с физическими играми, имеет проблемы с поддержанием равновесия; показывает трудности со шнуровкой обуви, заправкой бус, застёгивания пуговиц; неохотно рисует или делает упрощённые рисунки; неправильно держит карандаш (например, слишком сильно давит, мелки ломаются); не может рисовать основные фигуры (круг, треугольник, квадрат, крест); задержка развития латеральности – отсутствие функционального преимущества одной из рук; нарушение ориентации по схеме тела и пространству; ребёнок не может бросать и ловить мячи; неправильная артикуляция многих звуков, трудности с запоминанием названий (например, времен года); небольшой словесный ресурс и др.

Подробнее про все эти проблемы мы будем в дальнейшем рассказывать на нашем канале.