Приветствую всех читателей и посетителей своего канала!
Геннадий появился у родителей тогда, когда они уже и не надеялись заиметь ребёнка – им обоим было за 40. Рождение долгожданного сына стало настоящим чудом, с ним носились, его баловали, всё разрешали, а потом готовы были локти кусать и не знали, что делать с трудным подростком, который связался с дворовой шпаной и частенько приходил домой избитым. Они жили в коммуналке на улице Горького (ныне Тверская), а когда получили отдельную квартиру на Марии Расковой, мама будущего актёра вспоминала: А вот, когда мы жили в Москве,..
«Тогда почему-то сплошные уркаганские компании нас окружали. Воровская романтика манила даже меня, изнеженного и избалованного ребёнка. В общем, папа решил оторвать меня от этого мира и отправил одного, в 16 лет, в Калининград. И там со мной произошло чудо. В комнатке, которую для меня сняли, стояла тумбочка с книгами. Смотрю, на одной написано «Записки из мертвого дома» какого-то Достоевского. Фамилию никогда не слышал даже. Я её прочел, и трансформировался» - рассказывал о своей юности Геннадий Михайлович.
У него буквально перевернулось сознание после прочитанного, всё баловство куда-то ушло - парень был поражён тем, какие проблемы поднимались в книге, и не верил, что обычный человек мог написать такое. Вернувшись в столицу, он стал читать взахлёб, увлекся театром, стал активным участником школьной самодеятельности, выправил все свои двойки и тройки. А позже, получив аттестат практически с одними пятёрками, поступил в Школу-студию МХАТ, учился на одном курсе с Владимиром Высоцким и Георгием Епифанцевым.
Получив диплом в 1960 году, Геннадий поступил в аспирантуру Школы-студии, и там же стал преподавать студентам мастерство актёра. Тогда же он был принят в труппу театра «Современник», но служил там недолго – его деятельный характер требовал более обширного поля для творчества, Яловичу мало было только играть, он хотел создавать. Ещё в Школе-студии он был автором всех капустников, а теперь мечтал ставить спектакли на большой сцене.
В 1964 году с друзьями-сокурсниками, среди них был и его лучший друг Володя Высоцкий, актёр основал «Экспериментальный Театр-студию молодых артистов», на сцене которого поставили спектакль «Белая болезнь». Своего помещения у театра не было, арендовали площадку в Офицерском клубе МООП на Лубянке, вечером выступали, ночами репетировали. А через 2 года Яловича вызвали в райком партии и театр закрыли.
Такой порядок событий будет преследовать Геннадия Михайловича всю жизнь – он будет создавать, открывать театры, искать артистов, ставить постановки, а чиновники будут его ограничивать, спектакли запрещать, а его «детища» закрывать. В итоге, сердце режиссёра не выдержит всех неудач, последует несколько инфарктов и клинических смертей, после которых он с трудом сможет вернуться к прежней жизни.
Ялович больше любил театр, кинематограф его не вдохновлял, но всё же он снялся почти в 50 проектах, в основном в комедийных ролях. Многие фильмы, в которых актёр принимал участие, были удостоены самых высоких кинонаград, а мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», после выхода на экраны которой Геннадий получил широкую известность, и вовсе завоевала Оскар. В его фильмографии была всего одна главная роль – аспиранта Антона в молодёжной комедии «Месяц май», но зритель узнал и полюбил его за образ доктора наук Димы, так красочно расписавшего достоинства главного героя Гоши, персонажа Алексея Баталова.
Геннадий Михайлович так и не смог реализовать в полной мере свой талант – главных ролей в кино не давали, поставленные спектакли запрещали, а созданные им театры закрывали. Ему ничего не оставалось, как преподавать (ученики обожали Яловича), и работать режиссёром в театрах им. Пушкина, МХТ, и «Ленком». Кроме того, он успешно руководил студенческими театрами, любительскими, экспериментальными, на сценах которых поставил около 50 спектаклей, но вот со своими театрами ему почему-то не везло.
В 1989 году он основал театр «Альбом», уже четвёртый по счёту, которому чиновники дали «пожить» два года. В 1991 году и он прекратил своё существование, а Ялович загремел в больницу с инфарктом. Позже он сам с трудом верил, что пережил 14 клинических смертей, и когда кто-то заводил разговор на эту тему, отвечал вопросом:
«Ты бы лучше спросил, что меня довело до этих смертей. Думаешь, на голом месте сердце-то рвётся?»
После месяцев, проведённых в больнице, Геннадий стал писать стихи:
«..И Богом данным указаньем,
я поворачиваю вспять.
И, может быть, как наказанье,
я начинаю жизнь опять…»
В последние годы жизни режиссёр жаловался на адскую усталость, говорил, что его всё больше тянет ничего не делать, а думать, и не скрывал, что кормит его жена. Последнее вряд ли было правдой – Геннадий Михайлович работал до самого конца, с 1992 года почти 10 лет был художественным руководителем театра «Товарищество артистов МХАТ». Больше всего он страдал оттого, что так и не удалось воплотить задуманное – не дали, но радовался тому, что обучил актёрскому мастерству и дал путёвки в жизнь сотням молодых людей, и некоторые из них продолжили его дело, стали театральными педагогами.
Ялович дважды был женат, первой его любовью стала однокурсница Марина Добровольская, подарившая ему сына Андрея. Они стали не только супругами, но и единомышленниками - Марина была беременна, когда Геннадий собирался поступать в аспирантуру, но несмотря на токсикоз и неважное самочувствие, ночами сидела с мужем, помогала готовить режиссёрскую экспликацию пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», несколько раз начисто переписывая переведённый текст. Они и после развода остались друзьями и родными людьми, всегда помогали друг другу и поддерживали в плохие моменты.
Второй раз актёр женился на Светлане, она работала на телевидении редактором, готовила передачи для канала «Культура». С ней Геннадий Михайлович прожил до своего последнего дня, называя любимую не иначе, как Лануля.
Она понимала мужа, как никто другой, очень его жалела, с теплом относилась ко всем ученикам, которые не переводились в их доме, а когда Яловича не стало, со слезами повторяла им: «Он всех вас любил, думал о каждом!». Они это знали, и тоже очень любили своего наставника, и были ему бесконечно благодарны за высокую требовательность к ним.
Геннадия Яловича, неординарного артиста, талантливого педагога и режиссёра, доброго, замечательного человека, не стало 6 марта 2002 года – его большое сердце не выдержало ещё одного инфаркта. Ему было всего 64 года, он мог бы ещё творить и творить.. Но, не судьба..
Вас могут заинтересовать следующие материалы:
Младший из Бокланов, Николай. Как сложилась судьба харизматичного, востребованного актёра
Сергею Пенкину 60 лет – как сложилась судьба Принца Серебряного, где и с кем он сейчас живёт