Написать данный материал меня побудила ситуация, с которой я сталкиваюсь из года в год благодаря (хотя это слово здесь не совсем уместно) родителям некоторых из моих учеников. Речь идет о самой многочисленной категории учеников, для которых объем школьной программы более чем достаточен по разным причинам: нет склонности к языку, нет желания заниматься (даже при наличии склонности), слабая обучаемость и успеваемость по остальным предметам (особенно гуманитарным), слабое здоровье и частые пропуски ввиду этого обстоятельства, сильная загруженность на других секциях-кружках / у других репетиторов. Понятно желание родителей нагрузить своих детей как можно больше для их интеллектуального развития или просто с целью занять их свободное время, дабы отвлечь от «вредных» занятий. Но… После первого пробного занятия, на котором и выявляется текущий уровень такого ребенка и его потенциал, я всегда говорю, что имеет смысл заниматься исключительно по школьной программе, а) выполняя домашнее задание, б) ликвидируя пробелы в уже изученном материале и в) работая на небольшое опережение при наличии времени. Некоторые родители сразу, некоторые спустя пару-тройку месяцев начинают говорить о том, что оплачивать выполнение домашнего задания им не хочется, оплачивать имеет смысл только «дополнительные» знания. Хорошо! Желание клиента – закон! Давайте купим дополнительные учебники, справочные пособия. Но будет ли ребенок заниматься по ним? Не будет ли этой пустой тратой времени и, естественно, денег при том, что школьная программа окажется заброшенной и успеваемость снизится, в чем опять же упрекнут меня?
Итак, что получается в результате?
1. Дети учат параллельно как бы два языка (школьный и у репетитора), будучи не в состоянии по обозначенным выше причинам анализировать и синтезировать полученные в двух местах знания. Понятно, что, не справляясь с одним языком, они не справятся с «двумя» тем более.
2. Школьная программа изучается с тем же «успехом», что и до прихода к репетитору: «он / она ничего не понимает, а мы (т.е. родители) не можем помочь»; успеваемость падает до имевшихся ранее двоек-троек.
3. Купленные пособия не приносят ожидаемого «дополнительного» знания, а дети направляют всю свою фантазию на выдумывание причин, почему они не подготовились в этот раз. Список поистине огромный: кроме стандартного «забыл(а)» / «не успел(а)» (по разным причинам) / «сделаю к следующему разу» (без объяснения причин) / «болел(а)», можно отметить «потерял(а) книги / тетради – нашел (нашла) за пять минут до выхода из дома» / «сделал(а), но оставил(а) книги / тетради у бабушки» / «кот порвал / собака съела сделанные задания» / «не было света» / «глаза закапали – ничего не вижу» / «уши болят – ничего не слышу»…
4. Отсутствие видимых результатов отбивает остатки желания учить язык у детей, раздражает родителей, которые платят деньги, и вызывает чувство вины у совершенно невиноватого репетитора, к совету которого не захотели прислушаться «заботливые» родители.
Как же разрешаются такие ситуации на практике?
Исходя из богатого личного опыта, накопленного почти за тридцать лет репетиторской практики, могу сказать следующее:
1. Основная масса родителей предпочитает вернуться к предложенной мной схеме а) - б) - в) , т.е. к изучению школьной программы с выполнением домашнего задания.
2. Некоторые при возвращении к школьной программе все же настаивают на дополнительных материалах с оговоркой, что они будут использоваться при наличии времени, причем уже высказывают пожелание, чтобы ребенок сосредоточился на чем-то одном – грамматике (конкретно – временах), бытовой / разговорной лексике и т.д., не углубляясь в то, что он все равно никогда не усвоит.
3. С некоторыми – особо несговорчивыми и не желающими признать свою неправоту – приходится расставаться.
Кстати, уйдя от одного репетитора, родители сразу же могут направиться к другому, где история может повториться, а потом к третьему… И так по кругу. В моей практике были случаи, когда родители (обычно это чересчур озабоченные уровнем квалификации репетиторов мамы) за учебный год обходили всех репетиторов в городе и возвращались ко мне. Хотя я им объяснял, что повторно я учеников не беру, они не оставляли попыток снова записать своего ребенка ко мне еще несколько лет.
Ну и напоследок еще об одной распространенной ошибке — отсутствии контроля со стороны родителей при подготовке ребенком домашнего задания — моего ли, школьного ли — неважно. До сих пор меня несколько озадачивает вопрос: «Он / она делает что-нибудь дома?» Я-то вижу, что часто — нет, не делает, но родителям-то дома должно быть виднее. В их интересах, чтобы ребенок занимался и дома тоже. Во-первых, чем больше времени в принципе тратится на изучение языка — тем лучше. Во-вторых, тем меньше времени тратится на выполнение и / или проверку проверку домашнего задания на моем занятии и тем больше старого материла мы повторим и нового материала изучим.
Поэтому, дорогие родители, чтобы не совершать упомянутых ошибок и избежать ненужных проблем и лишних расходов, советую вам изначально прислушиваться к мнению опытного репетитора, коль вы доверили ему своего ребенка.
Приглашаю читателей вступить в мою группу ВКонтакте. Участникам группы доступны бесплатные консультации небольшого объема. О платных услугах можно узнать в разделе «Информация» группы.