В штормовую ночь 28 сентября 1994 года, в 1 час 24 минуты, многие суда получили сигнал бедствия от "Эстонии" "Течь на транспортной палубе, крен 30 градусов" Потом сообщения резко оборвались. Несколько судов тут же взяли курс на паром, маршрут которого пролегал от Эстонского Таллина до шведского Стокгольма. Одновременно связисты проверяли свои радары. Ведь паром так быстро исчез с экранов, что в первую минуту каждый диспетчер подумал о не исправности собственной аппаратуры.
Тем не менее радарные установки тут были не при чем. "Эстония" пошла ко дну быстрее, чем по расчетам специалистов, это возможно в мирное время. Лишь попадание не скольких торпед, авиационные бомбардировки, взрывы на борту или очень серьезные технические недостатки способны были вызвать настолько тяжелые повреждения, чтобы такой огромный паром ( длина " Эстонии составляла 155 м) утонул за не сколько минут. Но Европа, если не считать конфликтов в бывшей Югославии, жила в те годы мирно. Поэтому авиа бомбы и торпеды с подводных лодок ассоциировались у людей в 1994 году, скорее с фильмами, чем с реальной морской катастрофой, жертвой которой стали 852 человека.
Официальная комиссия по расследованию причин аварии, возглавляемая шведами, пришла к тому что огромный носовой люк, позже который признали единственным поврежденным местом, сломался из-за технического дефекта на полном ходу под ударами волн. Через открывшуюся створку носового люка на транспортную палубу хлынула вода. Такая дополнительная нагрузка не позволила парому выровнять крен. На седьмой палубе, в каюте Сирье , работницы ресторана, стакан с водой соскользнул со стола на пол и разбился. Женщина проснулась от шума, подумала почему же паром сильно накренился, почувствовав опасность, она решила покинуть каюту. Но путь через коридор показался ей долгим. Поэтому Сирье с большим трудом развинтила иллюминатор и выбралась через него наружу. К этому времени паром накренился так сильно, что Сирье смогла пройти по боковой поверхности корпуса. Она схватилась за ограждение из металлических труб и подтянулась. Какой-то мужчина помог ей взобраться на палубу.
Тем временем крен "Эстонии" все усиливался. Когда Сирье увидела на волнах красный резиновый плот, она собрала все свои силы, мужество и прыгнула. Двенадцати градусная вода обожгла, словно ледяная. Но Сирье повезло, матрос Сильвер Линде втащил ее на спасательный плот. Семь долгих часов она мерзла на этом шатком островке. В 8:30 утра, их обнаружил и спас вертолет.
Карин Бергквист , гражданская служащая полиции, сидела перед караоке, когда почувствовала неладное. Охваченная сильным беспокойством, она выбежала на верхнюю палубу. Прежде всего ей бросился в глаза, сильный крен "Эстонии". Вентиляционная труба парома лежала уже параллельно горизонту, когда Карин застегнула на себе спасательный жилет и перелезла через ограждение из металлических труб. Ее сбила огромная волна. Для многих это означало бы конец, но натренированная и спасшая немало жизней пловчиха была в своей стихии. Она подплыла к одному из спасательных плотов, которые надуваются сами как только падают на воду, подтянулась и забралась на него, потом еще помогла шестерым. Через четыре часа их подобрал паром " Мариелла ", вышедший на помощь после призыва "Эстонии".
Рольф Задерманн выжил лишь благодаря тому, что сидел вблизи аварийного выхода. "Эстония" быстро кренилась, и школьному психологу нечего не оставалось, как прыгнуть с палубы в воду. Доплыть до спасательного плота, было весьма не просто, хоть он и покачивался на волнах в семидесяти метрах. "Эстония" стремительно шла ко дну, ее всасывающая сила мертвой хваткой увлекала Рольфа за собой. В небо взвились сигнальные ракеты. Внезапно рядом с Рольфом всплыли из моря трупы. Все же он чудом сумел доплыть до опрокинувшейся спасательной шлюпки и почти четыре часа держался за нее. Полностью окоченевшего, Рольфа в конце концов поднял на борт финский вертолет, а на суше его доставили на тракторе в больницу.
Урбан Ламбертстон поначалу не волновался за "Эстонию", несмотря на сильный шторм. Морской офицер, а некоторое время и начальник эстонско-шведской компании по морским перевозкам, он повидал немало таких штормов. Но когда после полуночи паром накренился на двадцать градусов и больше не выпрямился, Урбану стало ясно, что катастрофы не избежать. Пока другие посетители караоке бара скользили по паркету вниз, Урбан ухватился за ковер и добрался до выхода. Паром быстро кренился на правый борт. Урбан надел спасательный жилет. Потом замигали огни, на командном мостике зажглось аварийное освещение, завыла сирена-было очевидно, что надежды на спасение парома не осталось. Урбан прыгнул в воду, проплыл двадцать метров к аварийному плоту и вскарабкался на него. Через пять часов его спасли вместе с эстонцем, которому он помог забраться на плот.
Однако для большинства из 989 человек, находившихся на борту "Эстония" плавание закончилось "братской могилой". Паром погружался в море слишком быстро, поэтому многие пассажиры просто не успели спастись. Именно такая быстрота до сих пор вызывает споры о причине катастрофы. Оторвавшаяся створка носового люка объясняет, почему в паром попало так много воды, что он опрокинулся. В таком случае три нижние палубы должны были бы оказаться наверху, и содержащийся в них воздух мог бы еще какое-то время удерживать перевернувшийся паром на плаву. Тем не менее "Эстония" затонула, словно брошенный в воду камень. Значит в корпусе была еще одна дыра, сквозь которую уходил воздух. Но к той дыре оторванная створка люка явно не имела ни какого отношения.
Шведский таможенник Леннарт Хенрикссон столкнулся со странными обстоятельствами еще за пару недель до гибели "Эстонии". 14 и 20 сентября 1994 года, за несколько часов до прибытия "Эстонии" в Стокгольм, он получил от начальства указание не досматривать некоторые транспортные средства. Леннарт, хоть и выполнил распоряжение, тем не менее сгорал от любопытства. Бросив мимолетный взгляд в багажник одной из упомянутых машин, он увидел ящики с военным грузом. Через десять лет таможенник, уже ушедший на пенсию, сообщил информацию шведским тележурналистам, и в январе 2005 года, шведское правительство ее подтвердило. Очевидно, западные спецслужбы переправляли контрабандой секретную военную технику из России через слабо охраняемую границу в Эстонию, а оттуда перевозили на пароме в Швецию.
Расследование немецкой тележурналистски показало, что 27 сентября 1994 года в 18:41 в шведском аэропорту " Арланда " совершил посадку "Боинг-727", который, вероятно ждал груз с "Эстонии". 28 сентября 1994 года, после катастрофы с паромом, в 19:54 самолет вылетел в США. Счет за оплату аэродромных услуг был направлен в посольство США в Стокгольме. Все прочее-чистые домыслы. Если бы Швеция в самом деле помогала США шпионить за российским оружием, тогда кое-что стало бы яснее. Но Швеция в это время была по-прежнему политически нейтральной страной и никогда бы не призналась в том, что играла роль посредника. Ситуацию запутывает и настоящая чехарда вокруг обломков "Эстонии" и многих сотен трупов, которые до сих пор находятся внутри ее корпуса. Сначала шведское правительство пообещало поднять обломки парома и тела погибших. В техническом плане это не представляло особых сложностей, ведь паром лежал на глубине 80 м менее чем в 40 км от финского острова Уто , то есть операции не помешали бы ни глубина, ни течения. Тем более поразились близкие погибших, когда правительство Швеции неожиданно объявило место кораблекрушения подводной могилой и решило забетонировать все, что там осталось, что бы гарантировать покой его жертвам. Саркофаг, как на грозящем атомным взрывом реакторе в Чернобыле, - это похоже на широкомасштабную акцию по скрытию важных улик. Спекуляции вокруг трагедии продолжаются до сих пор прежде всего потому, что шведское правительство по прежнему не допускает никого к пострадавшему парому. Правда, от бетонирования оно пока отказалось. Всем кто приближается к месту катастрофы, шведское патрульное судно приказывает покинуть охраняемою зону, ссылаясь на то, что внизу находится кладбище.
Другие лица, ведущие собственное расследование, например руководитель немецкой экспертной комиссии Петер Холтаппельс , тоже получили предупреждение от официальных инстанций. Но бывший судья, специалист по конфликтным ситуациям на морях, остается тем не менее при своем мнении, которые разделяют все независимые эксперты. Воздух, оставшийся в трех нижних палубах, продержал бы перевернувшуюся "Эстонию" на плаву гораздо дольше, чем те быстрые десять минут. Это значит что взрыв или торпеда пробили в корпусе дыру. Часто говорят также про Русский след в этом деле, про попытки российских военных помешать незаконному вызову секретного груза, про войну разведок разных стран, жертвами которой стали 852 человека. Удастся ли вообще когда-нибудь узнать правду?