российский бизнесмен, по данным Forbes, в 2020 году занимает 62-е место в списке богатейших бизнесменов России с состоянием 1,6 миллиарда долларов. Родился 25 декабря 1967 года в посёлке Полысаево, Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области в семье шахтёра и швеи. Окончил школу в Ленинске-Кузнецком, после школы годик поработал, по собственным словам, на шахте имени Кирова и заводе «Кузбассэлемент». П.с. для тех, кто винит свою жизнь - призадумайтесь.
Университетские годы:
После двух лет службы в армии на Дальнем Востоке в 1988 году Тиньков поступил в Ленинградский горный институт. Учебное заведение с большим числом иностранных студентов открывало широкие возможности для торговли. Благодаря предпринимательской жилке, проявившейся так рано, 90-е не стали голодными для него. В это время Тиньков начал обрастать полезными знакомствами.
В общежитии Олег начал подрабатывать, спекулируя водкой: покупал ее днем по 10 рублей, а ночью продавал студентам вдвое дороже. Кроме того, Тиньков брал у иностранных студентов на реализацию разные вещи, например парфюмерию или джинсы, которые те привозили с собой, и продавал их в Ленинграде, а более крупные партии отвозил самолетом в Ленинск-Кузнецкий. Олег спекулировал всем, чем только было возможно. Товары из Ленинграда он продавал в Сибири, а оттуда привозил японскую бытовую технику, купленную у шахтёров. Еще он привозил со своей родины икру (там ее легче и дешевле было достать в связи с расположением Дальнего Востока и Японии) и продавал ее в Ленинграде. Он отвозил в Польшу электроприборы и возвращался оттуда с офисной техникой и расходными материалами, газовыми баллончиками и пистолетами. Торговлей он занимался вместе со своей будущей женой Риной Восман и сокурсниками — Олегом Жеребцовым (впоследствии основатель сети магазинов «Лента»), Олегом Леоновым (будущий основатель сети магазинов «Дикси») и Андреем Рогачёвым (основатель компаний «ЛЭК» и «Пятёрочка»). На третьем курсе Олег ушёл из Горного института. Стоит отметить, что университет "подарил" Олегу немало хороших связей и людей.
На третьем курсе института Олег понял, что горная промышленность ему совершенно неинтересна, и много денег в этой профессии заработать невозможно. Он покинул учебное заведение и открыл новый бизнес. Со студенческих времен у Тинькова остались связи, благодаря которым удалось наладить поставки электронной техники из Сингапура. В 1992 году Тиньков создал компанию «Петросиб» (Петербург-Сибирь) по продаже электроники из Сингапура. Привозил оттуда популярные тогда калькуляторы, предмет гордости школьников и студентов, затем офисную технику, телевизоры, видеомагнитофоны. Первый магазин появился в Петербурге, чуть позже филиалы открылись в Кемерово, Новосибирске и Омске.
«Техношок»:
В 1994 году «Петросиб» стал дилером японской корпорации Sony, и Олег Тиньков открыл первый специализированный магазин в центре Петербурга. После появления второго бизнесмен задумался о едином названии сети, один из менеджеров предложил название «Электрошок», но побоялись, что это отпугнет покупателей. Коллективным разумом пришли к «Техношоку», осталось только разрекламировать новый бренд.
В то время в Петербурге и даже России не было такого понятия, как рекламная или маркетинговая кампания. Тиньков и его команда впервые применили этот инструмент, что признают и другие бизнесмены. По всему городу развесили билборды, записали рекламу на радио, сняли ролик на ТВ вместе с клипмейкером Олегом Гусевым, который сделал клип на песню «Зайка моя» Киркорова и Пугачевой.
В 1996 году в сеть "Техношок" входили семь магазинов. Успех сети был невероятным, несмотря на то, что товар продавали дороже, чем в других магазинах, люди шли в «Техношок». В СМИ появлялась также информация о том, что Тиньков, сделав ставку на наиболее надежную технику, не побоялся установить цены на 15-20 процентов выше, чем в среднем по городу, и не проиграл - покупать технику в его магазинах стало престижно. Многих привлекало качество, сервис, продавцы в белых рубашках. Отмечалось, что в этих магазинах появились первые в России специально обученные продавцы-консультанты. К 1996 году, когда в Петербурге действовало пять магазинов, в Омске и Кемерово по два, а в Новосибирске — один, оборот компании составил $40 млн. К Sony подтянулись и другие бренды, такие как Indesit, Panasonic, JVC, Siemens и Bosch.
Однако уже через год Олег Тиньков задумался о продаже компании. В город пришла сеть «Эльдорадо», которая обострила конкуренцию, начала демпинговать, устанавливая очень низкие цены, возможно, московской компании банки давали кредиты под более низкий процент, чем петербургские банки «Техношоку». В 1997 году, после того как волна популярности "Техношока" спала, Тиньков продал сеть своих магазинов компании "Симтекс" за 7 миллионов долларов.
В середине 1990-х годов Тиньков также являлся владельцем собственной звукозаписывающей студии "Шок Рекордз", с которой свои первые контракты подписали группы "Кирпичи" и "Ленинград". Однако дело оказалась убыточным, и Тиньков закрыл студию. Также в 1996 году в Санкт-Петербурге открылся крупнейший в городе магазин "Music Шок", владельцем которого также являлась фирма Тинькова "Петросиб". Тиньков решил уйти из торговли в производство и услуги.
«Дарья»:
В 1998 году Олег Тиньков кардинально сменил направление деятельности. Тиньков открыл в Санкт-Петербурге свой первый пивоваренный ресторан "Тинькофф". В том же году он выступил основателем компании по производству продуктов быстрого приготовления - пельменей, замороженных блинчиков и котлет. Бизнесмен признается, что раньше считал, что Россия еще не доросла до производства, не верил в него, но, побывав на водочном заводе Александра Сабадаша, изменил свое решение. Продукцию выбрал случайно, познакомившись в сауне с греком по имени Афанасий, поставлявший в Россию оборудование для производства равиоли. Бизнесмен изучил рынок пельменей в Петербурге и обнаружил, что на товар есть большой спрос.
Над названием долго думать не пришлось: Олег Тиньков встретил в кинотеатре певца Андрея Макаревича и решил купить у его продюсерского центра лицензию на марку «Смак» (позже появился собственный бренд «Дарья», по имени дочери Тинькова). Закупленное итальянское оборудование пришлось переделать: итальянцы клали в тесто вареное мясо, а наши — сырое, поэтому инженеры доработали машины. Завод построили на базе склада «Техношока».
Пельмени «Дарья» стали инновационным для России продуктом в том числе и потому, что при производстве никто не трогал их руками (все делали на станках), а после изготовления применяли шоковую заморозку, десять минут вместо часа, что не давало пельменям слипаться.
Здесь Тиньков также не обошелся без оригинальной рекламы, решил сделать ставку на провокацию и сексуальность. На плакате изобразили женскую пятую точку, обсыпанную мукой, и сделали подпись «Твои любимые пельмешки». Такой ход, придуманный бизнесменом, стал звездным часом для его пельменей: они пошли нарасхват. Потом начали производить вареники, чебуреки, пельмени «Толстый кок», «Добрый продукт» и «Царь-батюшка».
Пиво «Тинькофф»:
Позже Олег Тиньков переехал в США. Свои дела Тиньков вел из Америки, куда поехал после кризиса 1998 года, чтобы в 31 год «поучиться бизнесу по-настоящему». Курс маркетинга в Школе бизнеса Уолтера Хааса при университете Беркли оказал большое влияние на предпринимателя, подготовив его к новым горизонтам — пивному бизнесу. Олег Тиньков попытался вести в Штатах лесное дело, но рынок оказался слишком сложным, так что «история с лесом» стала самой большой неудачей миллионера.
В Петербурге у Олега Тинькова уже с 1998 года работал ресторан-пивоварня под его именем, который приносил доход и пользовался популярностью. Продав в 2001 году компанию «Дарья» холдингу Романа Абрамовича и Андрея Блоха за $21 млн (треть из этих денег ушла на погашение долгов), Тиньков приблизился к своей мечте — построить пивоваренный завод в Пушкине. Идея обсуждалась уже давно, после встречи с Сабадашем на водочном заводе, но тогда кредит на английское оборудование молодому предпринимателю никто не дал.
Тиньков долго не мог найти инвестора для строительства задуманного им пивоваренного завода. Помогли две встречи: поставщик оборудования, с которым он познакомился на выставке Drinktec в Мюнхене, предложил совместить пивоварню с рестораном и сосредоточиться на развитии бренда, а другой — посоветовал назвать пиво собственной фамилией в соответствии с баварской традицией.
Первоначальные инвестиции составили миллион немецких марок, открывались рестораны с собственной линией для разлива пива в бутылки, но полноценный завод еще не был готов. Первый завод был построен к лету 2003 года при поддержке банка «Зенит», открывшего Тинькову кредитную линию. Для строительства второго компания привлекала средства через облигационный займ, а также ссуды банка «Зенит» и немецкого HypoVereinsbank. Второй завод стоимостью около $75 миллионов был полностью построен на кредитные средства. Заводы Тинькова выпускали пиво «Тинькофф», «Текиза», «Т».
Расширяясь, компания вкладывала значительную массу средств в маркетинг. Рекламу для бутылочного пива снова снял клипмейкер Олег Гуськов: в ролике китайцы ходили по музею и неожиданно наткнулись на оригинальный экспонат — пиво «Тинькофф». Помимо этого появлялось еще множество провокационных реклам. После этого пиво начали раскупать, спрос превысил предложение, требовалось делать его раза в три, а то и в пять больше.
- Реклама добавлена в ознакомительных целях
Для продвижения марки «Тинькофф» даже придумали легенду о Порфирии Тинькове, который еще с XVIII века поставлял пиво императорскому двору. История представлялась так, будто Тиньков случайно нашел упоминание об этом в словаре Брокгауза и Ефрона, что послужило поводом обратиться в Топонимическую комиссию Петербурга с предложением увековечить род Тиньковых в названии улицы. Чиновники обмана не заметили, и в 2003 году в Пушкине появился Тиньков переулок. Позднее в своем интервью бизнесмен признался, что такого пивовара не существовало, а страница словаря была поддельной.
В 2005 году Sun Interbrew, российский филиал бельгийского пивоваренного холдинга AB InBev, приобрел заводы «Тинькофф». За завод и бренд заплатили $260 млн. Помещения ресторанов продали компании «Тройка Диалог» примерно за $10–12 млн, а сами рестораны — фонду прямых инвестиций Mint Capital.
«Тинькофф Банк»:
В 37 лет Олег Тиньков стал свободным мультимиллионером без действующих проектов. Бизнесмен признавался, что получает большое удовольствие от продажи бизнеса и закрытия сделок. «Продавать бизнес — это круто», — утверждал он. Но останавливаться на достигнутом он не собирался, настала очередь другой мечты Тинькова — открытия банка, к которым он всегда относился с особым пиететом. В 2005 году бизнесмен заказал исследование, тщательно проанализировал свою бизнес-идею, и, несмотря на то, что многие крупные банкиры не верили в него, пугали, что Тиньков со своими планами уже опоздал, предприниматель в ноябре 2005 года открыл компанию «Тинькофф Кредитные системы» с дистанционным обслуживанием.
И в этой сфере Олег Тинькова не захотел оставаться в тени, в проекте он использовал самые новейшие и передовые технологии: последние серверы, самый мощный дата-центр, специалистов из физтеха и матмеха МГУ. Тиньков придерживался мнения, что его бизнес — это скорее не банкинг, а наука, математика, анализ и тесты. Новоявленный банкир добился, чтобы в его команду попал Оливер Хьюз, глава представительства Visa в России.
Первые годы в банковской сфере Олегу Тинькову было нелегко, в его проект мало кто верил, инвесторы боялись вкладываться, а кризис 2007–2008 годов был все ближе и ближе. Несмотря на все трудности, банк «Тинькофф Кредитные системы» стал прибыльным всего через два года после запуска. В 2011 году Олега Тинькова назвали банкиром года по версии портала Банки.ру, а в 2012-м — предпринимателя отметили за авторский вклад в историю банковских информационных технологий России. «Тинькофф Банк» - это первый в России онлайн-банк, который не имеет ни офисов, ни банкоматов. Бизнесмен считает, что будущее за интернетом, поэтому свой следующий проект хочет связать с ним.