«Почему Вы опоздали, это допустили, нарушили, не выполнили и т.д.?» В ответ можно часто услышать «Виноват!». По факту это не ответ, а способ ухода от прямого вопроса.
Такой ответ может нас удовлетворить, так как военнослужащий признает свою ответственность за совершенный проступок. Вместе с тем, при таком ответе он не раскрывает истинный мотив совершения проступка, так как дает ответ на другой вопрос «Вы виноваты?». В таком ответе изначально звучит желание скрыть истинный мотив поступка, который может быть совершен сознательно. Легкость же принятия ответственности за проступок указывает и на некоторую психологическую готовность, что так же подспудно говорит о том, что поступок изначально совершался осознанно. Опять же, на сознательность, может указать и то, что в ходе расспроса военнослужащий демонстрирует прекрасное знание своих обязанностей, требований инструкций, распоряжений, указаний.
Непрямой ответ, легкость принятия ответственности, уверенные знания указывают на то, что между мотивами военнослужащего и требованиями деятельности конфликт. За этим конфликтом всегда снижение надежности осуществляемой деятельности с одной стороны и низкая личностная удовлетворенность ей с другой.
Не выявив мотив, не разобравшись с его природой, содержанием, силой и устойчивостью, невозможно осуществить выбор правильного воспитательного воздействия, а примененное на горячую руку порицание или наказание не приведет к должному эффекту. Наиболее действенным и целесообразным ответом в такой ситуации - проведение диагностической беседы. В ходе такой беседы необходимо исследовать структуру потребностей и мотивов, выявить отношение военнослужащего к своему поступку, роль в данном отношении убеждений и ценностей. Не лишним будет обсудить проступок в подразделении, чтобы установить отношение к данному проступку других военнослужащих. Молчаливое и безучастное принятие этого проступка большинством военнослужащих сразу укажет, что этот проступок типичен, и воспитательная работа должна вестись уже не индивидуально, а в составе группы.
Только установив все условия совершения данного проступка (как личностные таки социально-психологические) необходимо планировать воспитательные мероприятия. Как видите масштаб и длительность воспитательных воздействий определяется множеством факторов. К сожалению, волшебных воспитательных средств воздействия нет, которые бы сразу все исправили, тут не помогут не изнурительные наказания, ни чтение нотаций, а только упорная организованная и целенаправленная работа, которая как мне кажется сегодня хорошо подзабыта.