Сергей Владимирович без преувеличения великий учёный. Слова его “краткой памятки конструктору” должны висеть во всех проектных институтах независимо от специализации.
Невольно вспоминается инцидент с поломкой на «Протон-М».
Я сам работаю на производстве, сейчас конструктором, до этого - слесарем. И ситуация, описаная в книге «Ильюшин» Феликса Ивановича Чуева , мне знакома.
Ильюшин заходил на производство, общался с рабочими. Ниже описан момент из жизни от лица фрезеровщика Валентина Васильевича Макарова.
Вероятно, что именно в таких ситуациях и формировалась его «краткая памятка конструктору». Он постоянно дополнял её - от момента создания до 1969 года.
Он учитывал множество факторов - безопасность, возможность обслуживания и ремонта, воздействие сил и удобство управления.
В самолёте каждый изменяемый параметр влияет на остальные. Большая заслуга в том, что все они сведены в одну сбалансированную систему. Даже не самые очевидные.
Найти полный вариант его памятки конструктору не получилось даже в музее имени Илюшина - только собрать - разрозненные факты. И у меня вызывает изумление, как такой ценный документ умудрились утратить.
Зато его «памятку для руководящего работника» можно встретить в разных редакциях на многих сайтах. Как-будто в стране одни начальники. Хотя, там тоже полезного.
Ссылка на наиболее близкое описание "памятки конструктору" составленное Р.И. Рокитянским.
Если кто-то знает где можно найти полную версию памятки конструктора - напишите пожалуйста в комментариях.
Считаю, что такие вещи забывать нельзя. Теряя знания подобные этим, мы движемся в сторону деградации науки и общества.