Найти в Дзене
В ВЕРЕ

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. “КТО ЖЕ ТЫ?.. ЧТО ТЫ СКАЖЕШЬ О СЕБЕ САМОМ?” (Иоан.1:22)

фрагмент картины А. Иванова "Явление Христа народу"
фрагмент картины А. Иванова "Явление Христа народу"

Данная работа будет посвящена тематике христианской аскезы, во свете жизни Иоанна Крестителя. Масштаб личности этого незаурядного человека настолько велик, что я решил посвятить ему отдельную статью.
Что собственно меня на это сподвигло? Дело в том, что многие ревностные христиане, решившиеся на монашеский подвиг, часто вдохновляются примером Иоанна Крестителя. Если человек, в силу различных обстоятельств, так и не стал монахом, он все же по мере сил и возможности, старается подражать прославленным на весь мир подвижникам-аскетам. Известные слова Иисуса об “узких вратах и тесном пути”
(Матф.7:14) , такие люди понимают исключительно как строгую аскезу. Этот путь они часто именуют — “тернистым” (хотя этого слова нет в Евангелии). Путь к Царству Небесному, согласно такого понимания, должен быть исполнен многих скорбей, печали и слез. Спасение души, исходя из такого настроя, должно сопровождаться обузданием своей плоти и удалением от мира.

-2

Человек так устроен, что ему нужен живой пример. Все мы кому-то, да подражаем. Все мы у кого-то да учимся. Для многих Иоанн Креститель стал ярчайшим примером «узкого пути», в аскетической трактовке. Не одну тысячу лет ему подражают, те кто удалялся в пустыни, кто умерщвлял свою плоть суровым постом. Именно пример Иоанна чаще всего используют убежденные сторонники монашеской идеологии, для своего оправдания. Вот некоторые, из весьма распространенных высказываний на сей счет: “Образ жизни Крестителя заложил основу для будущего монашества” ; “для православия он еще является идеальным образцом аскета, пустынника, монаха” ; “Церковь осмысливает Иоанна Предтечу как Крестителя Господа, великого подвижника, великого Пророка, первого монаха на земле” . А вот выдержка из молитвы к Иоанну Крестителю: “Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!”

-3

Действительно, Иоанн не имеет семьи, живет в пустыне и часто постится, — форменный монах. Сам Христос дал ему высочайшую оценку: “Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя” (Матф.11:11) . Исходя из такой похвалы из уст Главы Церкви, можно подумать, что за свой подвижнический образ жизни, Иоанн и удостоился высокой чести крестить Самого Мессию. Сам собой напрашивается вывод: “хочешь получить похвалу от Иисуса, — иди в пустыню. Желаешь быть пророком Господа, — не имей семьи. Решился идти “путем праведности” — не ешь и не пей как Иоанн.
Когда-то, Иерусалимские книжники задали вопрос Иоанну:
“кто же ты?” (Иоан.1:22 ). С тех пор прошло 20 веков, однако этот вопрос для многих по-прежнему «висит в воздухе». Кто же ты Иоанн? Первый монах? Идеальный образец аскета? Постников и пустынников наставниче? Сын Захарии и Елизаветы, по сей день для многих остался загадкой. Вопрос: “кто же ты?”, по-прежнему не отвечен должным образом.
В данной статье я дам иную, отличную от православной, трактовку действий Иоанна. Я постараюсь доказать, что им двигала отнюдь не аскеза. Разгадка его поступков лежит совсем в другой плоскости.

Продолжение статьи здесь: ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. “КТО ЖЕ ТЫ?.. ЧТО ТЫ СКАЖЕШЬ О СЕБЕ САМОМ?” (Иоан.1:22)