Графических материалов, то бишь тем, чем можно рисовать по бумажной или не бумажной поверхности существует целая уйма. Чтобы не уходить в занудный разбор каждой ручки и мелка буду делить их на целые семейства и подвиды(привет Карлу Линнею).
Начну с группы мягких материалов. В данном случае - сангины. Но сперва небольшое вступление.
Почему мягкие материалы называют мягкими?
Потому что они мягкие легко ложатся на поверхность, весьма пластичны в своем применении. Ими можно работать без особых усилий и линией, и пятном, и точкой, и штрихом (см. статью Что такое станковая графика и с чем ее едят), богаты на фактуры. К ним относят пастель (не путать с постелью), соус, уголь, мел, сепия и конечно же сангина, это из общеизвестных.
Но, к сожалению у всего хорошего есть обратная сторона, и мягкие материалы не исключение. Их слабое место это стойкость на поверхности, точнее ее отсутствие. Конечно, есть множество способов закрепления материалов, например лаком, фиксативом, или даже пивом, но без этого ритуала ваш рисунок долго не проживет, или переродится в нечто абстрактно-маркое.
Итак, поехали.
Сангина - очень древний материал, такой же древний как кровь, так кстати и переводиться с латинского языка "кровь". Но ничего страшного в ней нет) Название скорее всего приобрелось благодаря её красноватому оттенку.
Состав - белая глина(каолин), пигмент из оксидов железа и растительного клея. Но в наше время серийно выпускаемые мелки дополняются воском и разнообразными связующими веществами, чтобы предотвращать растрескивание, ломку и крошение. Прогресс.
Краткая история - первые рисунки выполненные материалом ну ооочень похожим на сангину находили еще в пещерах эпохи Палеолита, и возраст им десятки тысяч лет. Наиболее популярным материалом сангина была у художников эпохи Возрождения, таких как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рубенс. Почему именно на итальянской земле происходил "сангиновый шабаш"? А потому что все необходимое уже находилось в избытке, в глубинах итальянских земель и на их поверхности. Позже художники и других стран заметили выразительный материал и переняли методы ее изготовления.
Плюсы
+ возможность рисовать в самых разнообразных техниках, даже "по сырому", то бишь с применением воды.
+ светоустойчивость
+ большая палитра оттенков
+ доступность, есть во всех себя уважающих художественных магазинах и по низкой цене. Что для начинающего художника весьма важно. По себе знаю))
+ можно сочетать с другими материалами, такими как сепия, мел, соус, тушь, гуашь и другие (про смешанные техники расскажу в другой статье).
Минусы
- хрупкость
- необходимость закрепление фиксативом, либо же убрать работу под кальку или стекло. Обязательно. Материал весьма маркий.
Некоторые художники советуют не волноваться о закреплении сангины, якобы по сравнению с другими мягкими материалами она более стойкая но по моему опыту закрепить все же стоит.
Заключение. Плюсов сангины я насчитала гораздо больше чем минусов. Если вы художник или только учитесь, или вам просто есть что добавить, буду рада видеть вас в комментариях)
Сангина очень живописный и приятный мягкий материал, с богатой историей, но так же требует к себе особого внимания, особенно после завершения работы. Помните что нужно сделать? Правильно, закрепить рисунок.
Почему сангина любимый материал графа Дракулы? Представьте себя на его месте. Вы уже старый вампир, изучающий рисование от скуки, а перед вами брусок сангины - материала очень древнего, древнее вас, с кровавым оттенком, еще и переводится как "кровь", я бы точно не устояла...