Найти тему
Александра Фидарова

Уважение к труду и к себе.

В общем контекст такой, посмотрели мы тут фильм "Завод", чувства о фильме у меня смешанные, Быков молодец, другой вопрос что я с ним как с автором не везде согласна. Но это не важно. В одном у нас ним точка зрения схожа. Я тоже, как-то иногда, хожу на заводы.

"Тонны-километры". Склад готовой продукции одного завода. Фото автора.
"Тонны-километры". Склад готовой продукции одного завода. Фото автора.

И очень хочу продолжать ходить. Мне нравится снимать репортаж с завода. Снимать людей, труд, искать красоту человека, уважение его к себе, любовь. Еще я немного пытаюсь увлекаться фотографией, хотя "обезьяна и очки" (читай "Саша и фотоаппарат") это про меня.

Но тем не менее, у современных рабочих нет уважения к себе, нет уважения к труду, уважения к продукту. В цехах царит отчужденность. Это не отчужденность человека и машины, это отчужденность человека и труда. Это феноменально. Потому что, если снимать репортаж, то отчужденность просто «лезет» из кадра.

Фото автора. Работница.
Фото автора. Работница.

Депрессия - так, одним словом это можно охарактеризовать. Это не маскируется ни выборкой, ни разговором, ни постановкой, ничем. Это имманентная среда, социологический и классовый феномен. Собственно мессендж Быкова про это же. Как я его поняла, конечно. Про уважение к себе рабочего.

"Девочки". Фото автора.
"Девочки". Фото автора.

Ниже портрет, водителя автопогрузчика, снятый мной на одном заводе.

"Все под контролем". Фото автора.
"Все под контролем". Фото автора.

Вообще если говорить про производственный репортаж то в СССР его было очень много. И была выдающаяся плеяда "производственных" фотографов. Сложность такого репортажа как и любого другого, в том, что у тебя есть доли секунд что бы сориентироваться и подхватить смысл, состояние, эмоцию которая уже через миг изменится и уйдет навсегда. Я никогда не претендовала на какой-то экспертный уровень, или художественный уровень, но вот эту "моментность" понимаю хорошо. Мне свойственна простая композиция свет и тень, но это от "малограмотности":) Есть даже такой термин в культурологии "иконография советского рабочего", так как в 1930 годы, изображения рабочего человека действительно стало в некотором смысле "иконой". С годами эта каноничность станет конечно мягче, вплоть до ее испарения к 1980 году, когда в производственной фотографии контент станет важнее человека. Но тем удивительней "поиграть" в 1930 годы и попробовать создать фотографию, где человек это центр, и к нему относятся с любовью и уважением. И это надеюсь получилось.

"Инженер" . Фото автора.
"Инженер" . Фото автора.
"Рабочий" Фото автора.
"Рабочий" Фото автора.
"Иш ты" Фото автора.
"Иш ты" Фото автора.