Вспоминаем прекрасных женщин-режиссёров, которые в своё время сломали стереотипы и доказали на собственном примере, что делать качественное кино могут не только мужчины.
Надежда Кошеверова
В мастерстве рассказывать сказки с Александром Роу может посоперничать только Надежда Кошеверова. Именно её считают главной сказочницей советского кино.
Кошеверова пришла на «Ленфильм» в 1929 году. Она была ассистенткой у Козинцева и Трауберга, наблюдала и училась у них, а вскоре решила попробовать себя в режиссуре. Кошеверова стала одной из первых отечественных женщин-режиссёров. Тогда эта профессия считалась мужским делом, но Надежда Николаевна доказала, что женщины могут снимать кино не хуже мужчин.
Среди её лучших и самых известных работ сказочные фильмы «Золушка» 1947 года, снятый совместно с Михаилом Шапиро, «Каин XVIII» 1963 года, «Старая, старая сказка» 1968 года и «Тень» 1971 года.
Также ей неплохо удавались комедии. Под руководством Кошеверовой были созданы замечательные фильмы «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле» и «Осторожно, бабушка!».
Михаил Боярский снимался в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и вспоминал о режиссёре:
«Надежда Николаевна сама была как из сказки. Или из XIX века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по-старомодному вежливая и трогательная. На съемочной площадке не ругалась. Актеры от нее не то что мата, даже литературного ругательства не слышали».
Искра Бабич
В фильмографии Искры Бабич всего четыре работы, но каких! Она умела снимать простые по сюжету, но пронзительные фильмы о любви, совести и доброте. Особенно хорошо ей удавались женские образы. Её героини получались сильными, но при этом мягкими и излучающими тепло. Эта почти материнская любовь и сострадание были присущи и самой Бабич: именно такими глазами она смотрела на своих героев. В её в фильмах нет плохих людей, а все условно отрицательные имеют возможность проявить доброту и понимание.
Искра Бабич родилась и выросла в Сочи, затем приехала в Москву и поступила во ВГИК. Её потенциал быстро заметил Иван Пырьев, и к моменту окончания учёбы Бабич стала его любимой ученицей. Уже в 22 года она сняла свой первый полнометражный фильм «Первое свидание». Следующая работа над картиной «Половодье» тяжело далась молодому режиссёру. Она считала его неудачей и даже хотела снять свою фамилию с титров. После него Бабич ничего не снимала почти 20 лет. Триумфальным возвращением стал фильм «Мужики!..».
Последней её картиной была драма «Прости меня, Алёша», после выхода которой в 1983 году Бабич уехала в деревню Поплевино в Рязанской области, где стала почти затворницей. В своё время Пырьев пророчил ей блестящую карьеру, но, ранимая и мягкая, Искра Леонидовна была не готова к урагану Перестройки. Эти изменения пугали её, в итоге Бабич замкнулась и совсем ушла из творчества.
И всё-таки то, что она успела создать, живо до сих пор. Фильмы «Первое свидание», «Половодье» и «Прости меня, Алёша» можно отнести к «тихим» шедеврам, а вот картина «Мужики!..» стала по-настоящему культовой. Подробнее о реальной основе, съёмках и актёрах фильма «Мужики!..» можно почитать здесь.
Алла Сурикова
О режиссёрском кресле Алла Сурикова никогда не мечтала. После школы она поступила на филологический факультет, получила диплом, но достойного применения ему не нашла. В 25 лет она снова начала искать своё место в жизни. Через год поиски увенчались успехом: Сурикова попала на съемочную площадку, куда устроилась помощником режиссёра. Эта профессия по-настоящему увлекла её и вновь привела на студенческую скамью. В 1973 году Алла Сурикова закончила курсы сценаристов и режиссёров. В течение двух лет её наставниками были Владимир Наумов, Александр Алов и Георгий Данелия.
Свой первый полнометражный фильм Сурикова сняла в документальном жанре, но после успеха комедии «Суета сует» 1979 года убедилась, что её призвание — смешить людей. Комедийная составляющая всегда присутствовала в её картинах, за какую бы форму она не бралась. Зачастую это декларировалось даже в описании к фильму: иронический детектив «Ищите женщину», ироническая фантазия в стиле вестерна «Человек с бульвара Капуцинов» (о том, какие сложности и забавные истории случились во время съёмок фильма, можно почитать в этой статье).
В своей книге Алла Ильинична подытоживает:
«История, за которую я берусь, должна быть мне близка. Герои должны нравиться. И жанр должен быть ироничным… А форма — конечно, привлекает «езда в незнаемое»… Да, комедия востребована во все времена, а в нестабильные — и целебна».
Все вышеназванные картины, а также «Будьте моим мужем», «Искренне Ваш...», «Две стрелы. Детектив каменного века» и другие были тепло встречены зрителями и вошли в золотой фонд отечественного кино. А сама Алла Сурикова доказала, что женщина может добиться успеха в преимущественно мужской профессии режиссёра, да ещё в таком непростом жанре, как комедия.