Найти в Дзене

Трамвайный пантограф. Как устроен? Разбираемся!

Как же трамвайный вагон получает электричество, необходимое для его работы? Все просто - он получает ее из контактной сети, расположенной над рельсами с помощью токоприемника (пантографа). Что-же это такое? Разбираемся!

Токоприемник типа пантограф - это токоприемник с подъемным механизмом в виде шарнирного многозвенника, обеспечивающим вертикальное перемещение полоза. (ГОСТ 19350-74).

Пантограф типа КЕ-13
Пантограф типа КЕ-13

Проще говоря-это конструкция со скользящим контактом, которая является передатчиком электроэнергии от контактного провода сети к электрическому оборудованию вагона.

Пантограф КЕ-13 на вагоне 71-407
Пантограф КЕ-13 на вагоне 71-407

Пантограф имеет контактный полоз (подрессоренный верхний узел токоприемника, взаимодействующий с контактным проводом, обеспечивает скользящий контакт по контактному проводу), закреплённый на подвижных устройствах - каретках . Каретки закреплены на верхних рамах пантографа. Верхние рамы образованы стальными трубками с диагональными связями для увеличения жёсткости, нижние рамы выполнены чаще всего из конусообразных труб, которые крепятся к поворотным главным валам. Верхние и нижние рамы соединены друг с другом при помощи шарниров. Вся подвижная конструкция пантографа с поворотными валами установлена через полуоси в основание. Основание пантографа через изоляторы жёстко закреплено на крыше.

Устройство токоприемника KE-13.
1,3-врехние рамы; 4,6-нижние рамы; 2-токосъемная головка; 5-основание; 7-соединительная тяга; 8-цилиндрические пружины; 9-опорные изоляторы; 10-нажимные пальцы; 11-пружины механизма удерживания токосъемной головки.
Устройство токоприемника KE-13. 1,3-врехние рамы; 4,6-нижние рамы; 2-токосъемная головка; 5-основание; 7-соединительная тяга; 8-цилиндрические пружины; 9-опорные изоляторы; 10-нажимные пальцы; 11-пружины механизма удерживания токосъемной головки.

Токосъемная головка состоит из двух корытообразных элементов, укрепленных на шарнире верхних рам. На верхнем элементе винтами крепят две контактные полосы из алюминия (вставки). В канавки во вставке, закладывают графитовую смазку, которая хорошо проводит электрический ток и также выполняет роль смазочного материала.

Пантограф УКВЗ
Пантограф УКВЗ

Подъем и опускание рам пантографа осуществляется с помощью пружинного механизма канатом из кабины. Более современный способ - электромеханическим приводом.

Токоприемник УКВЗ в поднятом положении. Слева на фото видно канат уходящий по направляющей в кабину. Автор фото: Дмитрий Денисенко
Токоприемник УКВЗ в поднятом положении. Слева на фото видно канат уходящий по направляющей в кабину. Автор фото: Дмитрий Денисенко
Защелка
Защелка

Токоприемник удерживается в опущенном состоянии специальной защелкой , состоящей из стойки 1, приваренной к основанию, и специального крючка 2, положение которого регулируется гайкой-барашком 3 на его хвостовике. При резком опускании токоприемника происходит западание крючка за верхнюю соединительную тягу и токоприемник остается в опущенном состоянии. При медленном опускании происходит поворот крючка и он освобождает тягу 4, позволяя подняться токоприемнику.

Пантограф УКВЗ. Фото из Яндекс. Картинок
Пантограф УКВЗ. Фото из Яндекс. Картинок

Пружинный механизм позволяет не только опускать и поднимать токоприемник вручную из кабины, но также обеспечивает защиту от попадания высокого напряжения в кабину водителя и изменение высоты подъема и опускания токоприемника при работе без движения каната, идущего в кабину водителя.

Для равномерного износа головки токоприемника, контактный провод подвешивают небольшим зигзагом.

Трамвай Tatra T6B5 с пантографом KE-13
Трамвай Tatra T6B5 с пантографом KE-13

Ну вот вроде в общих чертах разобрались с устройством и принципом действия трамвайного пантографа (да и в целом железнодорожных токоприемников).

Надеюсь было интересно! Спасибо за внимание!

Увидимся в следующей статье.

Группа во Вконтакте о Тульском городском транспорте.

Использованы материалы с Википедии и книги Трамвайные вагоны Т-3.