Найти тему

Евгений Онегин. Современное прочтение классики

 

Приходя сегодня в театр не всегда можно быть уверенным что именно тебя ждёт: классическая постановка или так называемое «новое прочтение» от режиссера. Всегда ли это допустимо? Сегодня хотелось бы поделиться опытом просмотра оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» на новой сцене Большого театра. 

И так, начнём. 

Отправляясь в Большой театр всегда ждёшь чуда. Самый известный театр страны, где блистали звёзды мирового масштаба, такие как Галина Вишневская, Майя Плисецкая, Галина Уланова, Сергей Лемешев.... 

Новая сцена. Вступление. Занавес. И... чуда не произошло. Не будем сейчас останавливаться подробно на оркестре, который упорно расходился с певцами и играл что-то своё, не всегда имеющее отношение к П.И.Чайковскому. Или на отдельных певцах, кто пел, но не пел. Возможно, автору просто не повезло с составом. Так бывает. Но что точно не случайность, так это декорации и концепция постановки. 

Если вы ждёте, что вам покажут деревенский, а затем и столичный быт XIX столетия, то эта постановка точно не для вас. Все действие перенесено в реалии СССР. 

Костюмы, стол с зелёным сукном, за которым ( а затем и на котором) Татьяна пишет письмо на печатной машинке о своей любви, и конечно же советская лампа, которая в момент кульминации (Татьяна лишается чувств все на том же столе) зажигается над ней аки нимб над головой.

Странное поведение хора, громкий смех, перекрывающий оркестр и главных героев.... Апофеозом происходящего становится сцена арии Ленского и затем его убийства. Да-да, именно убийства, обычного, бытового. Но обо всем по порядку. 

В советском доме прошёл бал. Абсурдно звучит? И тем не менее. По традиции любой современной вечеринки вокруг тонны мусора. И он. Владимир. Поющий о своей любви к Ольге и скорбящий о своей юности. Диссонанс? Только не по задумке режиссера. Ибо мало посадить Ленского в окружении мусора, его нужно обязательно потыкать метлой. Мешает ведь убираться. 

Вбегает Онегин. И начинается драка. Обычная. Мы видели таких сотни. И как мы все знаем, если на сцене есть ружьё, оно должно выстрелить. И оно стреляет. Случайно. В момент потасовки, случайно убивая Ленского. 

Не буду подробно описывать финальную сцену Онегина и Татьяны. Учитывая выше сказанное, каждый сам может вообразить себе финал. И тут возникает главный вопрос. Допустимо ли подобное прочтение классики? Ведь по сути подобного рода «новые прочтения» меняют смысл и обесценивают задумку автора. 

Не случайно Галина Вишневская после просмотра данной постановки отказалась праздновать свой юбилей на сцене ее родного театра. «Это не режиссура, это хулиганство!»(с). 

 И автору невозможно с ней не согласиться. А ещё, очень хочется найти в огромной Москве ту самую, знакомую с детства, классическую постановку любимой оперы. 

А вы ходите в театр? Как относитесь к новым постановкам? В следующий раз расскажем об опыте посещения оперетты «Анна Каренина».