Найти в Дзене
draft

Звёздная дуэль - театральные байки от Володи Садовникова

Моряк, рисунок сына Саши, когда ему было пять лет.
Ленинград. 60-е годы. Большой Драматический Театр им. М. Горького
Два замечательных актёра Николай Павлович Корн и Ефим Захарович Капелян.
Оба — те ещё шутники, забились, кто кого сможет рассмешить во время спектакля.
Моряк, рисунок сына Саши, когда ему было пять лет.
Моряк, рисунок сына Саши, когда ему было пять лет.

Ленинград. 60-е годы. Большой Драматический Театр им. М. Горького

Два замечательных актёра Николай Павлович Корн и Ефим Захарович Копелян.

Оба — те ещё шутники, забились, кто кого сможет рассмешить во время спектакля.

Актёры вообще народ весёлый.

Спектакль «Гибель эскадры» ... флот ... офицеры... моряки...

У Корна роль Адмирала, серьёзный трагический монолог в конце первого акта.

Николай Корн, фото из интернета
Николай Корн, фото из интернета

Актёр выходил на авансцену и минут десять держал в напряжении весь зал.

А в БДТ в то время был такой рабочий сцены — дядя Вася.

Моряк, служил, воевал. Он, когда работал, постоянно ходил в тельняшке.

И вот к нему подходит Копелян перед спектаклем и говорит:

- Дядя Вася, слушай... тут в конце акта у Корна монолог, и он для внутреннего состояния попросил ему немножко помочь… Понимаешь, надо создать ощущение моря…

А под авансценой – музыкальная яма, где оркестр сидит.

Но оркестра тогда не было, и яма была пустая.

Дядя Вася отвечает:

— А чего мне делать-то?

— Ты знаешь, когда Корн начнёт читать, ты выйди и как бы плыви до конца ямы — я тебе подскажу, в каком месте это надо сделать. Потом развернись и обратно плыви. Тельняшка твоя очень хорошо будет морское настроение создавать. До конца монолога так и плавай, не останавливайся ...

— Не вопрос, сделаем, — ответил дядя Вася.

И вот, конец первого акта, выходит Корн, начинает читать монолог. Читает... Читает...

И вдруг видит плывущего кролем по оркестровой яме дядю Васю.

Корн от смеха ничего сказать не может, начинает колоться, отворачивается, разыгрывая трагизм, потом, немного успокоившись, поворачивается обратно.

А дядя Вася все плывет.

Корн опять отворачивается, еле сдерживаясь.

Поворачивается, а дядя Вася опять плывёт с серьёзным видом, загребая широкими гребками воздух.

Еле-еле дочитал Корн этот монолог до конца.

А когда занавес закрылся, забежал за кулисы и заорал:

— Копелян! Это ты!

Ефим Копелян, фото из интернета
Ефим Копелян, фото из интернета

И как же он ему отомстил?

В конце третьего акта Адмирал, Корн, по пьесе умирает.

Он лежит на авансцене, вокруг него офицеры, моряки и Копелян — моряк-балтиец среди них.

Копелян должен Корну по роли какие-то слова сказать в финале, серьёзные и проникновенные.

И вот ... он сквозь слёзы говорит свой текст, склонившись над бездыханным телом Адмирала.

И в этот момент Николай Павлович Корн убирает руку с лица, а на носу у него изо всех сил бьётся приклеенная, но вполне себе живая муха.

Копелян не сдержался и зашёлся в гомерическом хохоте! Нет, он, как профессионал, попытался, конечно, сыграть страдание. Но получился смех сквозь слёзы.

Вот так поквитался Николай Павлович с Ефимом Захаровичем.

Сцена из спектакля, фото из интернета
Сцена из спектакля, фото из интернета

Зрители зачастую и не подозревают, какая параллельная жизнь происходит на сцене прямо во время спектакля.

Но к ним, зрителям, это не имеет никакого отношения.

Спектакль продолжается ...