Радио может вызывать различные ассоциации. Для кого-то это утро, свежий кофе по пути на работу. Кто-то представил старый приёмник в бабушкином серванте, накрытый резной салфеткой. Найдутся и те, кто не поймёт, о чём вообще идёт речь.
Мы подготовили историческую справку о том, как радио появилось в регионе. Чтобы перебить запах нафталина, который ты услышал после подводки, взяли интервью у ведущей радио «Волгоград FM» Дины Косичкиной. Узнали, почему радиостанциям не грозит вымирание, почему подавляющее число мужских голосов в эфире — не сексизм и стоит ли вообще начинать карьеру в радиосфере сейчас.
О зарождении радиовещания в регионе
Постоянная мощная радиостанция была построена в Царицыне ещё в 1920 году. Регулярное вещание началось только через два года. Местная станция появилась ближе к 1930 году. Она использовалась для нужд Волжского пароходства и называлась «Река».
Программы общественно-политического формата на радио стали появляться в начале 30-х годов. Трансляции шли через новую радиостанцию в Верхней Ельшанке, она в ходу до сих пор. Начало Сталинградской битвы приостановило регулярную работу радио. Станция функционировала лишь на благо армии. Уничтоженный радиоцентр был восстановлен в 1946 году и считался крупнейшим в СССР.
60-е годы — время расцвета региональной радиожурналистики. Вещали со всех возможных площадок: заводов, строек и из театров, освещали крупные проекты. Эфир по большей части занимали пропагандистско-партийные передачи. При этом отводилось время и для материалов о культурной жизни региона.
«Есть табу: наркотики, тюрьма, уголовная история и т.д. Смотря с какого плана заходить»
К привычному нам виду радио пришло во времена перестройки. На первый план вышел слушатель, его потребности и проблемы. Появляются утренние передачи. Транслируется информация, репортажи, интервью и актуальная музыка.
Радио сейчас
Большинство станций работают в таком формате: меньше слов, больше музыки и шоу. Хорошо заходят истории с конкурсами. Слушателям нравится, когда можно что-то выиграть. Просто вещание — это специализированные радиостанции экспертного жанра. Они на узкую группу любителей конкретных тем.
Постепенно радиосфера переходит в другой формат. Раньше ведущих слушатель никогда не видел. Все они только сидели и вели эфир, ты мог слышать только голоса и не знать, как они выглядят. Радиостанции выходят в народ, чтобы популяризировать себя. Нам это в кайф. Тем более, что большинство ведущих — ивентеры.
Станциям тоже приходится торговать лицом и адаптироваться. У многих проходят масштабные фестивали. «Нашествию» у «Нашего Радио» уже несколько лет, у «Европы Плюс» есть фестивали. Они переходят в формат «Золотого граммофона». В рамках региона мы можем быть официальными инфопартнерами или лицами, которые ведут мероприятия от «Волгоград FM». Понятно, что бюджеты отличаются.
Наверное, надо вести и «Тик-Ток» радиостанции и ютуб-канал . Можно делать и ютуб-подкасты. Но мы понимаем, что времени, сил и средств туда должно уходить очень много. Мы периодически забиваем на свои личные аккаунты. Это машина, над которой надо работать и изучать. Слушателя нужно мотивировать. Просто так народ на лайки и реакции не разорится, тем более на комментарии.
Сейчас у нас идут прямые эфиры на сайте. Можно с утра следить за тем, что происходит в студии. Когда приходят гости, пилятся прямые эфиры в инстаграм и группу «Волгоград FM» вконтакте . По-честному, над этим должен работать специальный человек. Пока как могут это окно закрывают пиарщики. Отдельного SMM-специалиста нет. Но рано или поздно радио к этому придёт.
Минусы и плюсы работы на радио
Минусы могут найти только те, кто привык к фрилансу или кутить до утра. Тут есть определённый график, особенно по части шоу. Надо рано встать, найти в себе силы не проспать будильник. Это актуально, когда живёшь в потоке мероприятий. Привыкнуть можно, главное в целом проснуться.
Нужно беречь голос — свой рабочий инструмент. Мне не всегда удается это делать, после некоторых мероприятий я могла приехать на станцию севшей. Потому что если в эфире один ведущий — это уже не шоу, особенно вечернее.
Плюсов значительно больше. Если ведешь ивенты в рамках Волгограда это все равно некий пиар. Тебя слышно, хотя и не видно. Наша радиостанция пытается продвинуть нас и себя в целом. До пандемии проводилась масса мероприятий: пикники от «Волгоград FM», ко дню города мы всегда были в эпицентре событий, работали большие площадки, сцены и т.д. Сейчас все в меньших масштабах, но тем не менее.
«А так нам никто не запрещает шутить что про Путина, что про Навального. Понятно, что вряд ли нас бы погладили по голове за призывы выходить на митинги»
Кроме того, у нас есть рубрика «Тест-драйв». Мы знакомимся с гораздо большим количеством людей. Это крупные бизнесмены, их проекты, производства, магазины. Есть приятные бонусы. Иногда на «Тест-драйве» прилетают мини-плюшки, могут что-то подарить.
На интервью приходят люди с интересными проектами. Не обязательно это история про деньги. Понятно, что радиостанция живёт за счёт рекламы. Но мы открыты и для некоммерческих проектов. В эфире с нами общались ребята, которые продвигали свои творческие и научные разработки. В общем, мы в курсе всех событий, стараемся быть.
В конце концов, ты можешь удовлетворить профессией свое тщеславие. Ведущий на радио — для кого-то это прикольно звучит. Ты местечковая, но селеба.
Какие бывают ведущие
Есть ведущие шоу. На федеральных радиостанциях они обычно есть утреннее, дневное и вечернее. Вечерние достаточно популярны. Они выходят к девяти-десяти, когда по московским меркам слушатель едет с работы. Там ведущие говорят на всякие горячие темы.
В любое время, когда нет шоу, работает линейный ведущий. Там сложнее всего. Он вещает в одного, в лучшем случае принимая звонки или зачитывая сообщения из мессенджеров. Тебе нужно самому себе что-то рассказывать, не видя никого. В утреннем шоу кроме тебя есть ещё минимум один человек. Так проще поддерживать диалог.
Новостники зачитывают новости и готовят программы соответствующего формата. Это касается стандартных развлекательных форматов. Если брать всякие аналитические истории, то есть интервью. Хотя это тоже своего рода шоу.
У радиоведущего небольшая карьерная лестница. Когда человек приходит на станцию, он обычно начинает с линейщика. На федеральных радио можно начинать не с самого популярного времени. Там вещают и до утреннего шоу. Кто-то работает в четыре или пять утра, во время ночных эфиров.
Больше всего славы и гонораров у тех, кто ведёт утреннее шоу. Оно собирает максимум слушателей. Это пик у радиоведущих. А дальше только переходить из региональных на федеральные станции. Кто-то, возможно, станет программным директором. Но это не совсем прямая лестница наверх, а скорее ответвление.
Ведущие не читают с листа
Я думаю, что в большинстве адекватных радиостанций никто по бумажке ничего не читает. Так работают только со спонсорскими анонсами, когда это согласовано. Иногда встречаются дотошные ребята. Бывает, что нам дают факты, которые нужно обязательно обозначить: скидки, адрес и т.д. Остальное можно сказать от себя, без проблем.
«Если бы радио начало массово вымирать, то к нам перестали бы приходить деньги. Не на что будет платить зарплату ведущим и всем, кто создает контент»
Новостники могут читать с листа, потому что заранее ищут и освещают местные новости. У них есть две или полторы минуты. За это время нужно чётко, как диктор всё прочитать. Хотя новости далеко не всегда выходят в прямом эфире. Поэтому за десять минут до выхода ведущий всё записывает, подрезает, накладывает обложку и выдает в эфир.
В утреннем шоу подготовкой мы тоже занимаемся сами. Если продали какую-то рекламу, то можем подготовить викторину на заданную тему. А так в каждом часе есть своя рубрика. Обычно первый выход — открывашка: что случилось в городе, прогноз погоды, гороскоп. Мы развлекательная радиостанция, поэтому стараемся не грузить слушателя негативными новостями. Для этого есть специальные службы или станции такого направления.
Ребята из головного офиса часто слушают наши эфиры. Они не говорят нам, как надо. Просто делают замечания, что поставили не ту отбивку, перебивали гостя слишком часто или наоборот. Не все способны интересно беседовать, кто-то просто говорит на одних интонациях. Это может привести к тому, что от нас переключатся.
О табу и ошибках в эфире
Политику мы обсуждаем очень вскользь. Не потому что нельзя, можно говорить о чём угодно. Есть табу: наркотики, тюрьма, уголовная история и т.д. Смотря с какого плана заходить.
А так нам никто не запрещает шутить что про Путина, что про Навального. Понятно, что вряд ли нас бы погладили по голове за призывы выходить на митинги. Нам говорят так: «Если вы уверены в этой теме, если знаете, как её правильно поднять и раскрутить чтобы слушателю было интересно, то без проблем».
Так же с обсуждением категории 18+. Надо быть уверенным и готовым раскрыть всё до победного. Раз уж взялись обсуждать размеры членов, то надо самим не смущаться в эфире. В рамках вечернего шоу у нас была рубрика «Нытье полов». Там периодически всплывали жаришные темы.
Ошибки бывают, камнями за это никто не закидает. Многие ляпы в эфире слушатели не заметят. Это должны быть очень серьёзные оговорки. Мы не на телеке, там всё можно увидеть. Иногда косячат слушатели: звонят и начинают общаться матом. Мы убираем таких из эфира.
Кто ещё работает на радио
В студии кроме ведущих почти никого нет. Звукорежиссёр также заранее прописывает джинглы. У него маленькая каморка, вся в звукоизоляционном материале. Он создаёт все прикольные звуки, записывает ролики, которые выходят для спонсоров и т.д. Я у него пишу гороскоп и прогноз погоды, которые выходят весь день.
У многих радиостанций есть звукорежиссёр сидит за пультом. Он работает в специальной программе, у него есть все подложки, песни друг за другом и рекламные блоки. У «Волгоград FM» за это отвечает кто-то из участников шоу.
Программный и генеральный директор находятся в Екатеринбурге. Они были с нами на всех этапах запуска шоу. В региональном офисе есть только отдел продаж, отвечающий за рекламу, пиарщики, коммерческий директор и тот, кто заставляет всё наше железо работать.
График работы ведущего
Если брать утреннее шоу, то во время пандемии мы вещали с семи до десяти. Сейчас вернулись к обычному четырехчасовому режиму и работаем с семи до одиннадцати. Сначала я думала, что надо просыпаться сильно заранее: подготовиться, прикинуть, о чём говорить. Но потом уже на лайте, расслабилась.
Нас спасают новостники, которые выходят в семь утра. Они говорят две минуты, потом песня. Семь минут очень помогают. Мы можем позволить себе выехать с Тракторного в центр без двадцати семь и успеть к эфиру. Завтракать не успеваем никогда. Потом передаем эстафету ведущему дневного эфира.
Мы работаем по обычному производственному календарю. Всегда есть праздничные эфиры, их отмечаем заранее. В выходные утреннего и вечернего шоу нет. Играет музыка, есть уже записанные гороскопы, новости и прогноз погоды. В это время у большинства ведущих есть свои рабочие истории по части ивентов.
Когда на «Волгоград FM» ещё было вечернее шоу, вопрос с мероприятиями решался сложнее. Часть из них выпадала на будние дни. С утренним шоу проще: ты отстрелялся и поехал на другую работу. Можно делать всё, хоть в «Покупочку» иди. Главное сочетать с графиком на радио.
Про профессиональное выгорание
В радиосфере должны быть максимальные и минимальные выходы. Среднестатистическому слушателю ведущего надо минимум, а музыки больше. Есть любители разговорных жанров, но они слушают «Эхо Москвы», «Комсомольскую правду» и т.д. Поэтому именно эмоциональные выгорания редко случаются, я думаю.
На радио нет такого давления, как в ивенте. На мероприятиях физически устают из-за количества корпоративов. Если вернуться к станциям, то тут с клиентами общаются продажники. Ведущие говорят между собой и со слушателем, который занимает очень короткое время от эфира. Зачастую все звонящие изначально в хорошем настроении. Мы хозяева положения.
Может быть такое, что просто всё надоело. Каждый день одно и то же, рубрики и форматы меняются редко. Хочется чего-то нового. Тогда просто придумай рубрику, руководство открыто к предложениям. Можно согласовать с продажниками. Им дадут задание реализовать эту рубрику и всё. В этом плане тут поле непаханое.
Про зарплату
Когда приходишь работать на станцию, тебе могут назначить часовые ставки. Сколько часов отработал, столько и получил. Кто-то выходит час в день. Ещё возможен оклад. Всё зависит от организации.
Есть отпуска, больничные, всё официально. Мы оформлены по трудовым договорам. Если берешь на себя нагрузку вне шоу, можешь получить дополнительную оплату. Спонсорам бывает нужен коммерческий ролик, который записывают голосом ведущего. Или ты пишешь какую-то рубрику. За всё это что-то, да упадёт на счёт.
Как стать ведущим
В основном радиоведущие проходят кастинги или присылают демоверсии. Голос отслушивают, он играет большую роль. Если помониторить радиостанции, то больше все-таки мужских голосов. Они пониже, более приятны слуху. Не в плане сексизма, а на уровне частот и волн. На утренних шоу обычно есть перевес: два мальчика и девочка. Редко можно встретить, чтобы оба ведущих были одного пола.
На собеседовании тебя слушают ещё раз. На «Волгоград FM» мы делали записи в формате шоу. Их отправляли в головной офис в Екатеринбург, где отбирало уже руководство холдинга.
Тем, кто готов к переездам, будет проще. Региональных станций всего три: «Волгоград FM», «Новая волна» и «Волгоград 24». Они существуют недолго на фоне нашего холдинга. Рабочих мест не так много, как на федеральных радио.
Наверняка надо написать резюме. Плюсом может быть образование в этой сфере, но не факт. Чтобы умудриться записать демку, надо загуглить, как она вообще должна выглядеть.
Можно сделать её в разных стилях: серьёзном и развлекательном. Если видишь себя в работе с новостями, то стоит зачитать что-то и в этом формате, подобрать новости. Демо-записи не должны быть длинными, никто не будет их слушать. Хватит нескольких минут.
Навыки и обучение радиоведущих
Есть школы радио, но они больше частные. В Волгоград заходили такие, проводили платные курсы. При этом они вообще ничего не гарантируют. Тем, кто слышал о радио лишь с обратной стороны приемника, это что-то даст. Но только азы. Наверняка в столице где-то есть заведения для ведущих. Они находятся при больших школах телевидения как «Останкино».
Если брать всех ведущих на «Волгоград FM», то ни у одного из нас нет журналистского образования. Кто-то энергетик, кто-то служил в органах, учился в педе, у меня за плечами политех. Когда в нашей жизни начиналось радио, никаких курсов не было. Нужны способности и какой-то момент удачи.
Что касается разговорных навыков, техники речи и постановки голоса — было бы желание. Просто надо этим заниматься. Прежде всего человек должен быть хорошим собеседником, т.е. интересно рассказывать истории. Линейные ведущие самостоятельно ведут прямой эфир. Во время сольного выступления нужно быть мастером ораторского мастерства.
Даже многие дефекты речи прокачиваются, хотя и с ними на радиостанции берут. В любой сфере есть отклонения от стандартов. Кого-то такое подбешивает. По мне, это некий изюм.
Умирает ли радиосфера
Мы — коммерческая станция и живём за счёт рекламы. Если бы радио начало массово вымирать, то к нам перестали бы приходить деньги. Не на что будет платить зарплату ведущим и всем, кто создает контент. Станет нерентабельно держать радиостанции, все будет закрываться.
Либо надо смотреть на рейтинг. Если он падает, то надо что-то делать. Растёт — двигаемся в нужном направлении. Цифры дают аналитику. Рейтинг влияет на рекламу, которая приходит на станцию.
Мы можем козырять фактом, что у нас высокие рейтинги и популярное утреннее шоу в Волгограде. Или же тем, что мы первые после федеральных радиостанций. Это дает преимущество нашим продажникам и обосновывает стоимость рекламы.
Пока есть автомобили и работа вне дома, мы будем живы. Слушатель изначально определяет для себя формат: развлекательный, детское радио, серьезный аналитический, религиозный и т.д. Получается, что под каждый жанр собирается аудитория, которую в целом всё устраивает.
Люди не любят ехать в тишине, не многие закачивают музыку на флешку. «Тик-Ток» за рулём практически никто не будет смотреть. Есть любители держать в руках руль и листать ленту. Но пока многие считают «Тик-Ток» игрушкой для малолеток и школьников. Целевая аудитория радиостанций пока чуть старше. Я думаю, что радио никуда не денется. Ближайшие десять лет можно не паниковать на этот счет, хотя всё быстро меняется.