Редкий, но почти всегда эффективный и яркий приём в кино — это монтаж по цвету. Этот принцип гласит, что если в одном кадре цвет доминирует, то в соседнем кадре он должен занимать хотя бы четверть кадра. Может прозвучать непонятно, но давайте разберемся на примерах.
Итак, предположим: у нас есть стена, разделенная на два цвета: красный и зелёный. На переднем плане стоит актёр, которого мы снимаем в две камеры — в полуоборот и анфас. Если мы отснимем эти два плана с красным и зелёным фоном, то при монтажной склейке у нас будет отсутствовать связь между кадрами. Но зрительскому глазу необходимо за что-то зацепиться в первом кадре, чтобы появление совершенно нового цветового фона во втором кадре было логичным. Правильным решением будет снять героя так, чтобы на обоих кадрах хотя бы четверть кадра занимала часть другой стены. Таким образом переход зелёного фона в красный будет выглядеть естественно.
Этот принцип очень часто используется в кинематографе, чтобы соединять персонажей в одно пространство. Например, в «Ла-Ла-Ленд» Дэмьена Шазелла в сцене ссоры персонаж Райана Гослинга намеренно снят с частью зелёных штор, чтобы содействовать с Уотсон в одном пространстве.
В примере из «Жизнь Адель» для соединения одноклассников в одно пространство используется уже синий цвет. Обратите внимание, что в синий цвет окрашены не только стены класса, но и шторы.
Также этот принцип помогает радикально изменять ракурс съёмки не дезориентируя зрителя. Отличный пример — «С широко закрытыми глазами». В соседних кадрах герой Тома Круза расположен на фоне окна и несмотря на то, что окна очевидно разные, синий цвет связывает эти два кадра в одно пространство.
Ещё один пример — «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». На первом кадре слева от героя мы видим красную стену и позолоченную раму картины, которая во втором кадре занимает уже большую часть кадра. Зритель убеждается, что герой остаётся в том же самом месте, но ракурс съёмки меняется с полуоборота на анфас.
Большое значение монтаж по цвету принимает в фильмах, где цвет играет драматургическую роль. Например, в фильме «Герой» Чжана Имоу три различных цвета используются для разделения кинокартины на акты.
Или же цвет может «цепляться» за самих героев. В той же «Жизнь Адель» в практически каждой сцене можно найти что-то синее, отсылающее нас к волосам героини Леа Сейду.
Монтаж по цвету — решение не только для художественного кинематографа. Например, в интервью Лебедева у Юрия Дудя, цвет обоев и серый шкаф слева отлично «склеивается» с следующим кадром, где те же самые цвета занимают уже большую часть кадра.
Принципы использования цвета в кино по-настоящему удивительны. С помощью преобладания одного цвета над другим мы можем влиять на восприятие как всей сцены, так и её деталей по отдельности. Для таких целей и существует монтаж по цвету. Благодаря этому простому и эффективному приёму вы поможете зрителю должным образом понять происходящее или сможете намеренно ввести его в заблуждение. Всё в ваших руках.