Найти тему
ПАНТОГРАФ

О чем бывает жалею

Иной раз очень жалею о том, что фотографировать на цветную пленку начал с 1997 года, а не раньше. Эксперименты 1990 и 1991 годов не в счет, снимки на черно-белую пленку тогда или не вышли или получились плохими. Именно это стало одной из причин, что оттолкнуло от этого дела на некоторое время. Но и до 1997 года можно было бы заснять немало интересного, не говоря уже о съемке до 1991 года.

По иронии в раннем детстве, в том возрасте, когда человек еще себя не помнит, фотоаппарат в нашей семье был, но я его за игрой и «разбомбил». Но, полагаю, если бы мой отец всерьез интересовался бы этим делом, то он или отремонтировал бы его или купил новый. Но ему, увы, это было не интересно, у него вообще не было каких-либо нетривиальных увлечений, да и сейчас нет. А сам пришел к пониманию того, что надо все фиксировать для памяти, с целью сохранения прошлого, уже в более взрослом возрасте.

Один из первых личных снимков на цветную пленку, мой макет в 1997 году, город называется Райфланд по первой появившейся железнодорожной станции
Один из первых личных снимков на цветную пленку, мой макет в 1997 году, город называется Райфланд по первой появившейся железнодорожной станции

А ведь полагаться на память иной раз и не стоит, да и не знал я еще в детстве все серии подвижного состава, например, так что зафиксировать такую мелочь, как различие между собой серий ЭР1 и ЭР2, ВЛ10 и ВЛ11 не мог тогда.

Очень много интересного можно было заснять при жизни в Закарпатье и при поездках в Центральную Россию. Ведь помню я и тепловозы ТЭ7 и ТЭ3 на участке Красное – Жмеринка, раритетные секции СР3 в Закарпатье или Львове. Да и ЭР22 мог бы зафиксировать на память, причем на ст. Тула-1. Кстати, чем ближе к концу 80-х тем меньше стало раритетной техники на железных дорогах и улицах городов, иное дело ,что ныне раритетным стало то, что тогда было привычным, а то и современным. Я вот хорошо помню троллейбусы ЗиУ-5 в Москве вплоть до 1985 года, в 1987 и 1988 годах я в Центральную Россию не ездил, а в 1988 году их уже не было.

Первые неудачные попытки занятия фотографией на некоторое время оттолкнули от этого дела, плюс возникли другие проблемы. На фото видны очертания вагонов еще CSD в словацкой Ельшаве, вагоны предназначались для отправки личного состава СА  в СССР при выводе войск, 1990 год
Первые неудачные попытки занятия фотографией на некоторое время оттолкнули от этого дела, плюс возникли другие проблемы. На фото видны очертания вагонов еще CSD в словацкой Ельшаве, вагоны предназначались для отправки личного состава СА в СССР при выводе войск, 1990 год

А сколько интересной техники можно было бы заснять в Чехии и Словакии. Из окна поезда я даже видел ширококолейную линию Ужгород – Кошице (Ганиска) и двухсекционные электровозы (см. статью Нестандартный словацкий электровоз на широкую колею.). Видел весь экспорт в СССР, о чем писал ранее на канале. А в Туле мне попался еще узкономерной служебный вагон Т-3, да и к ВРМ впервые пришел в 1985 году, где тогда стояли музейные Х и КТМ-1/КТП-1, спецвагоны. Застал и грузовые троллейбусы в Туле.

Один из первых снимков г. Тулы на цифровой фотоаппарат, весна 2005 года
Один из первых снимков г. Тулы на цифровой фотоаппарат, весна 2005 года

Помимо транспорта мог бы заснять и виды городов и нашу жизнь в Чехословакии. Эх, были бы раритетные фотографии нашего присутствия в Чехословакии, ведь мы там и по гарнизонам лазили и где только не были. А заснять партийные лозунги в Закарпатье, вывески на русском языке, да и автобусы ЛиАЗ-677 (М)… Вспоминаю, как перевозили по железной дороге Лунапарк, тоже же можно было получить интересные кадры.

Дело тут вот еще в чем, иной раз встречаешь кадры тех лет других фотографов, только вот акценты там не те, что хотелось бы иметь. Если города, то часто нет нужных, интересных улиц или мест. Вот хотелось бы иметь снимки прошлого дворов, всех дворов, где я жил, но увы… Ведь все крайне сильно меняется.

Радует лишь одно, даже то, что снимал в 1998 – 2010 году стало уже во многом достоянием истории. Но все равно это лишь часть жизни, а не вся. Тех же детских снимков у меня раз, два и обчелся…

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора.

-4