От того, насколько комфортно будет ребёнку в первом классе, во многом зависит его образовательная мотивация в будущем. Потому подойти к процессу выбора школы нужно с толком — чем больше информации получится собрать, тем проще будет определиться. Рассказываем, на что нужно обязательно обратить внимание при выборе подходящего варианта.
Образовательные цели
Для начала необходимо определиться с тем, что вы хотите получить от школы. Попробуйте составить перечень того, что для вас важно: атмосфера, образовательная программа, близость к дому, известность школы, высокие баллы ЕГЭ выпускников. Подумайте, чего хочется лично вам. Например, вы хотите, чтобы ребёнок участвовал в олимпиадах или смог поступить в топовый вуз. Или вам важно, чтобы он свободно говорил на иностранных языках. Или, наоборот, вас не так волнуют победы в олимпиадах, но хочется, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием и участвовал во внеурочной жизни. Исходя из этого списка факторов, вам будет проще выбрать подходящий вариант.
Тип школы
Следующий шаг — определиться с типом школы. Рассмотрим самые популярные:
- Общеобразовательная школа. За каждой общеобразовательной школой в России закреплена определённая территория. Проблем с поступлением быть не должно — взять ребёнка в ближайшую к вашему месту жительства школу просто обязаны. Обратить внимание стоит на санитарные условия, питание в столовой, количество учеников в классе, разделение на классы и профили по уровню подготовки и специализации.
- С углублённым изучением. Некоторые общеобразовательные школы специализируются на углубленном изучении конкретных предметов: математики, химии, физики, английского языка. Существуют школы с экономическим или юридическим уклоном. Иногда акцент делается на творческом направлении, изобразительном искусстве, спорте, музыке. Выбранный предмет даётся здесь в большем объёме, чем остальные, соответственно, сил на учёбу тоже уходит больше.
- Лицей. Как правило, лицеи работают в тесном контакте с высшими учебными заведениями. Процесс обучения построен так, чтобы помочь ученикам подготовиться к поступлению в конкретный вуз. Здесь больше профильных специфичных предметов, чем в обычной школе, а общим предметам не всегда уделяется достаточно времени. Нередко занятия ведут преподаватели вузов. Лицей — отличный вариант для тех, кто с ранних лет понимает, кем хочет быть. Однако, важно оценить наклонности и возможности ребёнка, потому что нагрузка здесь куда выше, чем в обычной школе.
- Гимназия. В гимназиях обучают всем основным предметам, но дают более глубокие знания, чем в общеобразовательной школе. Гимназии не сотрудничают с вузами, как лицеи, но уровень знаний на выходе обычно позволяет ребёнку поступить в желаемый вуз. Иногда у гимназий есть направленность. Выбирать гимназию стоит, если ребёнок хорошо развит, но пока не определился с наклонностями в предметах — это можно будет сделать в старших классах.
- Частная школа. Хорошие частные школы отличаются индивидуальным подходом к ученикам, разнообразным набором дополнительных занятий, более комфортной обстановкой. Учеников в классах обычно меньше, чем в общеобразовательных школах — 10-15 человек. В классах иногда есть тьюторы, которые помогают детям адаптироваться и выстраивать образовательную траекторию. Будьте готовы к конкурсу на место и высокой плате за обучение. Стоит отметить, что прямой зависимости между качеством образования в частной и общеобразовательной школах нет. Есть отличные государственные школы и слабые частные.
Программа и учитель
Сегодня школы могут выбирать программы обучения. Поэтому важно заранее уточнить, по какой программе учат в конкретной школе, посмотреть учебники, почитать отзывы. Обязательно нужно разобраться, как организован учебный процесс: сколько дней в неделю учатся первоклашки, в какую смену, как часто бывают каникулы, сколько в среднем в день бывает уроков. И оценить, насколько ребёнок готов к такой нагрузке.
В России распространён миф, что нужно идти не в школу, а к учителю. Конечно, с педагогом стоит познакомиться заранее, однако ориентироваться только на него не стоит. Волноваться не нужно: если у школы хорошая репутация и концепция, близкая вам, проблемы с первым учителем быть не должно.
Способности и уровень подготовки
Поступить в первый класс могут дети в возрасте от 6.5 до 8 лет. Важно оценить, готов ли ребёнок к школе или стоит подождать ещё год. Обратите внимание на мотивацию ребёнка. Нет ничего страшного в том, что ребёнок хочет больше играть, чем учиться, просто ему будет проще развиваться в атмосфере творчества и игры, нежели углубляться в изучение предметов.
Если серьёзно подходить к вопросу подготовки, то можно обратиться к специалистам за помощью: пообщаться с психологами, логопедами и учителями. Советы по развитию могут дать и в детском саду.
Присмотритесь, к чему ребёнок проявляет особый интерес и способности. Это тоже важный фактор при выборе школы. Не волнуйтесь, если ребёнок не проявляет интереса к какому-то направлению сейчас, сузить профиль и углубиться в предмет можно будет и позже.
Расположение
Чем ближе к дому находится школа, тем лучше для первоклассника. Тратить час-два в день на дорогу для ребёнка очень утомительно. С другой стороны, если школа рядом с домом не внушает доверия, лучше выбрать место подальше, но понадёжнее. Важный нюанс: в школу по месту жительства вы попадаете автоматически, а для поступления в любую другую школу нужно будет пройти отбор.
Рейтинг и отзывы
Рейтинг школы говорит о качестве обучения, однако только на него ориентироваться всё же не стоит. То же можно сказать и об отзывах о школе в интернете — не всегда понятно, кто конкретно их пишет и стоит ли им доверять. Если всё-таки хотите почитать отзывы — смотрите разные ресурсы и сайты. Хорошим вариантом будет пообщаться с родителями, чьи дети уже ходят в конкретную школу, с учениками или выпускниками, с кем-то из преподавательского состава. Это поможет принять более объективное решение.
Самое важное в раннем развитии ребёнка — заинтересовать его учёбой, чтобы заложить базу для высокой успеваемости в дальнейшем. Мы поможем ученику улучшить оценки и полюбить школьные предметы. Оцените профессионализм наших преподавателей на первом бесплатном занятии.