Еще один претендент на «Оскар» — судебная драма «Суд над чикагской семеркой», рассказывающая о протестах во время съезда демократической партии в Чикаго в 1968 году и последующем неправомерном суде над восемью «лидерами» этой акции. К чему привел процесс? Почему это актуально сегодня?
Шестидесятые начались с выстрела, полномасштабной войной во Вьетнаме и устранением оппозиционных лидеров. Убийства братьев Кеннеди, Мартина Лютера Кинга, Малкольма Икса взволновали общественность. В определенный момент, молодому, революционно-настроенному поколению стало мало песенок о справедливости, равенстве и мира, ведь они хотели реальных изменений. Тогда на смену мягким протестам пришли круглосуточные забастовки. В связи с этим появлялись организованные группы, о которых и идет речь в фильме. Здесь и представители йиппи — леворадикальная молодежная партия — образовавшиеся, как можно догадаться от хиппи, и даже «Черные пантеры» — партия за равные права темнокожих, которая взяла курс вооруженной борьбы против власти. Кстати, про «Черных пантер» вышел отдельный фильм под названием «Иуда и черная мессия», также номинированный на «Оскар».
Лидеров движения йиппи по имени Эбби сыграл только что приехавший из Казахстана комик — Саша Барон Коэн. Изначально трудно было заставить с какой-либо серьезностью относиться к его герою, так свежи воспоминания о «Борате», что невольно от нового персонажа Коэна ждешь нелепых поступков. К счастью, такое ощущение улетучивается после первых 10-15 минут фильма, а вот комические навыки Коэна только придают дополнительный шарм его герою, заставляя зрителя переживать за его судьбу.
Сценарист и режиссёр фильма Аарон Соркин так построил фильм, что зритель сразу знает, за кого ему предстоит болеть в зале суда. Ведь даже адвокат обвинительной стороны испытывает явное сочувствие к своим оппонентам. В реальности все же было куда мрачней, и подсудимые точно не вызывали сочувствие со стороны обвинения. Еще же, как мне кажется, режиссеру пришлось немного отбелить репутацию контркультурщиков. Так, например, Эбби Хоффман во время судебного процесса сменил имя на непристойное слово Fuck, дабы его не путали с судьей, фамилия которого была тоже Хоффман.
В прошлый раз, говоря о «Манке», я обговаривал его отстраненность от зрителя, но «Чикагская семерка» вышла в нужное время, несмотря на то, что события фильма произошли 50 лет назад. Именно в 2020 году сводки новостей никак не могли выйти без имени Джорджа Флойда, которого при исполнении задушил белый полицейский. Молодое поколение сразу найдет параллель между хроникальной вставкой Мартина Лютера Кинга и Флойдом. Конечно, знак равенства между ними ставить нельзя, но новый случай показал, что проблема сегрегации существует и сегодня, поэтому Флойд для новых американцев такой же символ борьбы за права темнокожих, как и Мартин Лютер Кинг. Намек на эту параллель возникнет у зрителя в сцене, где судья прикажет связать лидера «пантер» Бобби Сила и засунуть ему кляп в рот. Даже в 10 минутах фильма это выглядит бесчеловечно, в реальности же Бобби Сил сидел так трое суток. Вскоре его дело переведут в отдельное производство, а «чикагская восьмерка», станет «чикагской семеркой».
Российские же зрители наверняка могут ассоциировать это событие с «Московским делом», и вот тут то оказывается, что власть-то везде одинаковая.
Определенно лучшая сцена происходит в конце фильма, когда одному из обвиняемых Тому Хейдену судья дает последнее слово. Хейден вместо последнего слова начинает объявлять имена солдат, погибших во Вьетнаме. Зал тут же срывается в аплодисментах, и даже обвинителям приходится встать, дабы почтить память умерших. На эту акцию политическому судье нечего ответить и он продолжает бессмысленно колотить молотом по столу.
Этот судебный процесс над «чикагской семеркой» стал главной точкой отчета перехода от массовых протестов к более радикальным формам и созданию боевым организациям наподобие «Weathermen». За время суда начались повсеместные захваты университетов и уличных стычек с полицией. Деятели культуры поддерживали митингующих, среди них были Дженис Джоплин, Ален Гинзберг, Джон Леннон и другие. Группа The Doors даже посвятила песню этим событиям под названием «Peace Frog».
Как следствие, в 1972 году суд отменил приговоры обвиняемым, признав грубые ошибки судьи Хоффмана. Фильм дает надежду на то, что справедливость все же может существовать при любом режиме, а государству порой приходится отвечать за свою безнаказанность.