На протяжении многих веков художественное искусство развивалось и трансформировалось. Менялись и способы изображения людей, один из которых – обнаженная фигура. В свое время нагота стала музой для художников и внесла огромный вклад в историю.
Несмотря на все величие подобных произведений, многие до сих пор не понимают их назначение и, каждый раз проходя мимо картины с раздетыми героями, смущенно опускают глаза в пол. Кеннет Кларк, специалист в области истории искусств, отмечает, что следует различать следующие понятия. Быть голым – значит быть лишенным одежды, и это слово подразумевает некий стыд. Слово «нагота» не несет в себе неприятного подтекста. Смутный образ, который приходит нам в голову – не сжатое и беззащитное создание, а гармоничный, процветающий и уверенный в себе человек.
Используя наготу, художник таким образом не делает акцент на несущественных вещах, как застегнутая рубашка, задрапированная юбка или стильная шляпка, он концентрирует внимание на самом человеке. Для творцов обнаженное тело – в первую очередь эстетика, которой следует восхищаться.
Венера Виллендорфская – самое раннее известное изображение обнаженной женской фигуры, датируемое 28 000-25 000 годами до нашей эры. Фигура, высота которой составляет всего 11 см, была обнаружена Йозефом Сомбати в 1908 году во время археологических раскопок в Нижней Австрии. Статуэтка, идентифицированная как символ плодородия, была вырезана из известняка и окрашена красной охрой. Считается, что этот предмет имел церемониальное значение для палеолитической общины.
Первая мужская обнаженная фигура появилась в Древней Греции, в то время, когда атлеты занимали высокое место в обществе и считались самими богами. По мере того, как спортсмены соревновались в раздетом виде, греки стали ассоциировать голое тело с идеями триумфа и славы. Это можно увидеть в скульптурах того времени, возможно, самой известной из которых является метатель диска «Дискобол».
Искусство обнаженной натуры, основанное на античных моделях, появилось в Италии еще в 13 веке. К середине 15 века нагота стала «реинкарнаций» греко-римской культуры. В эпоху Возрождения подобные мотивы стали широко распространены в популярных европейских произведениях искусства. Классические идеи и идеалы тела, ранее исследованные в Древней Греции, были возрождены. Нагие герои картин стали образцами эстетики, они демонстрировали чистые и добродетельные моральные ценности, построенные с определенной искусственностью.
В галерее Уффици во Флоренции представлена культовая картина итальянского художника Сандро Боттичелли, изображающая прибытие Венеры на остров Кипр. «Рождение Венеры» является одной из самых известных обнаженных натур в истории искусства. Венера стоит в гигантской раковине в позе греческой статуи. Слева изображен бог ветра Зефир, мягко дующий на нее, в то время как богиня Весны Ора Талло, символизирующая целомудренную, небесную любовь, приветствует ее в мире.
«Венера Урбинская» - одна из самых известных работ Тициана. На картине изображена фигура молодой невесты, собирающейся одеться для участия в праздновании ритуала, известного в Венеции как «il toccamano». Это церемония, во время которой молодая женщина касалась руки жениха, чтобы выразить свое согласие. Девушка, лежащая обнаженной на кровати со скомканными простынями, кокетливо смотрит на зрителя, держа в правой руке букетик роз – эмблему Венеры, наслаждения и постоянства любви. На заднем плане изображена элегантная комната, характерная для богатого патрицианского дома в Венеции 16-го века.
В течение столетий фиговый лист стал символом целомудрия и скромности. «Адам и Ева» немецкого художника Лукаса Кранаха – удивительно соблазнительный образ во многих отношениях. Молодые люди в Эдемском саду окружены невероятно голубым небом и плодоносящим деревом. Чувствуется легкое напряжение, поскольку даже животные отводят взгляд от центральных фигур, занятых запрещенным действием. Это была смелая картина для Кранаха, изобразившего момент искушения у древа познания добра и зла. В момент создания произведения живописец был на вершине своей карьеры. Адам и Ева вдохновляли бесчисленное количество художников по всему миру, которые заимствовали элементы композиции у Кранаха, укрепляя позицию его работы как знаковой в истории западного искусства.
В дополнение к мужским и женским фигурам, художники эпохи Возрождения также разработали обнаженный тип для младенца Христа. Изображение ребенка с заметными половыми признаками должно было выразить теологический статус Христа как Бога, ставшего человеком. Хотя маленький герой ведет себя как обычный новорожденный, тело его основано на античных формах, что можно увидеть, сравнив древнее изображение обнаженного Эроса с ренессансным изображением младенца на картине «Мадонна с ребенком» Нероччо де Ланди.
В 18-19 веках художники с почтением относились к классической культуре. Камиль Коро, французский пейзажист эпохи романтизма, включил мифологические мотивы в некоторые из своих произведений. «Диана и Актеон» - лесной пейзаж, на котором богиня Диана среди купающихся нимф готовится наказать Актеона за то, что он увидел ее обнаженной. Чтобы не оскорблять мораль 19 века, художники, как правило, изображали наготу в контекстах мифологии, удаленных от повседневности.
Однако в последствии нагота в искусстве вызывала уже не восхищение, а довольно негативные эмоции. Так в 1865 году картина Эдуарда Мане «Олимпия» стала скандальной на своей первой выставке. Хотя художник вдохновлялся такими классическими произведениями, как «Венера Урбинская», «Маха обнаженная» Гойи или «Большая одалиска» Энгра, «Олимпия» воспринималась как провокация. Женщина на переднем плане, лежащая в чувственной позе и смотрящая на зрителей, ассоциировали с девушкой легкого поведения. Крайняя противоположность классической обнаженной натуре.
Хотя классическая традиция утратила свое превосходство в 20 веке, привлекательность обнаженной натуры остается востребованной в современном искусстве. Отказ от академических принципов в погоне за новой формой уменьшил красоту Венеры, но способствовал продвижению неприкрашенной наготы. Прямолинейная девушка Бальтюса, смотрящаяся в зеркало, и простые на вид сцены умывания женщин Дега формально не похожи на идеализированную обнаженную натуру раннего искусства, но в своей нескрываемой человечности они родственны фигурам античности.
Автор: Елена Антипова