Итак, этап знакомства с проектом пройден, тексты подготовлены, бриф составлен, и настало время самого интересного и сложного этапа — дизайна и подготовки айдентики. Главная трудность этого шага заключается в различной насмотренности, визуальных предпочтениях и вкусах участников проекта. Давайте разберемся, как пройти этап дизайна с минимальными потерями — для себя и своего заказчика.
Убедитесь в полноте брифа
Прежде чем переходить к разбору визуальных требований, лучше еще раз убедиться, что бриф составлен максимально точно и правильно. Дизайн — это в том числе дело вкуса, и именно поэтому стоит обговорить с заказчиком каждую деталь. Вот небольшой чек-лист пунктов, которые обязательно должны быть в брифе на дизайн проекта и разработку айдентики:
- Общая деятельность организации. Ассоциативность — это то, чем активно пользуются не только дизайнеры при разработке проекта, но и сами конечные потребители. Поэтому, знать сферу работы компании заказчика для дизайнера очень важно и полезно для будущего проекта.
- УТП. Уникальное предложение компании может существенно повлиять на дизайн проекта и его айдентику. Например, если бренд гордится технологией безотходного производства, то в визуализации может присутствовать зеленый цвет, иконки растительности и дальше по списку. Только обязательно уточните у заказчика, можно ли заострять на этом внимание.
- Цветовая палитра. Проведите заказчика от общего к частному: пастельная/яркая цветовая гамма; теплые/холодные цвета; конкретика по оттенкам — какие брать за основу, а какие использовать, как дополнительные? Пропишите пожелания клиента, но советуем выбрать не более 3 основных и 5 дополнительных цветов — иначе ваш проект будет похож на радугу.
- Шрифты. Пропишите пожелания заказчика по внешнему виду шрифтов, а также уточните готовность оплатить разработанный вами шрифт (либо выделение бюджета на покупку прав на выбранный шрифт из библиотеки). Можете также провести клиента от курсива/подчеркнутого до засечек и антикв.
- Геометрия. Основа любого рисунка — геометрические фигуры. Уточните у клиента, какие формы он хочет видеть в своем проекте — мягкий круг или более линейный квадрат. Это поможет вам при разработке логотипа и иконок, а также во время верстки страниц сайта.
- Список носителей айдентики и фирменного стиля. Казалось бы — если готов логотип в png, то его можно использовать абсолютно на любых носителях. Но мы с вами знаем, что логотип для шапки сайта и логотип для 3D модели вывески — совершенно два разных вида работы. Пропишите вместе с клиентом, какие носители айдентики он будет использовать.
- Референсы. Пожалуй, это самая ресурсозатратная часть брифа. Найти примеры, которые нравятся и у которых можно взять что-то полезное для проекта — кропотливая работа. Постарайтесь включить в референсы и ссылки на сайты, и изображения, и гифки, и даже мудборды. Так вам будет проще разработать айдентику. Хороший дизайнер — это насмотренный дизайнер.
- Элементы айдентики. Фирменный стиль — понятие очень растяжимое, и необходимо сразу договориться с заказчиком, что входит в разработку айдентики. Ведь всем нам знакома ситуация, когда рисуешь логотип и иконки, а клиент ждал разработку шрифтов, правила размещения и мудборды.
- Сроки и правки! Нет предела совершенству — но есть предел терпению и рабочему времени любого подрядчика. Во избежании конфликтных ситуаций, обязательно пропишите сроки проекта и количество правок. Безусловно, можно договориться и на 25 замечаний, но любое время специалиста стоит денег. Не бойтесь обсуждать это с заказчиком.
После того, как вы заполнили бриф и обсудили все детали, пришло время переходить к творчеству. Итак, обо всем по порядку.
Подготовка референсов
Если дизайнер сразу понимает, о чем идет речь при словах “засечки шрифта”, то клиенту необходимы визуальные примеры того, с чем вы работаете. Подбирать референсы лучше к каждому этапу дизайна проекта: страницы сайтов, сочетания цветов, геометрия, шрифты, расположение верстки, логотипы, изображения и даже анимация. Почему референсы — это удобнее, чем объяснение “на пальцах”? Прежде всего, так клиент сможет визуально показать, какие вещи ему нравятся, а какие нет.
С референсами взаимопонимание между дизайнером и заказчиком складывается намного быстрее — вы обмениваетесь комментариями и визуально можете себе представить конечный результат.
Создание айдентики
После того, как вы обменялись референсами и договорились о визуальном будущем дизайна проекта, необходимо приступить к созданию уникальной айдентики для клиента. В айдентику входят логотип, слоган, шрифты, основные и дополнительные цвета, сувенирная продукция, вывески, листовки, правила размещения графических элементов, иконки и т.д. Список составляющих айдентики зависит от бюджета и пожелания заказчика. Но, суммируя все вышесказанное, айдентика — это фирменный стиль бренда.
При разработке айдентики будьте готовы к первичным правкам — пройдя этот сложный этап, дальнейшая работа будет проходить гораздо проще. После утверждения основных составляющих и их визуализации, вы сможете разработать фирменные бланки, конверты, буклеты и страницы сайта для клиента.
Не забывайте, что фирменный стиль тесно связан с самой компанией, а не с трендами дизайна или графики. Постарайтесь согласовывать важные этапы с заказчиком — так вам не придется переделывать работу с нуля.
А как это будет выглядеть?
Утверждая элементы айдентики с клиентом, старайтесь показывать результаты в контексте. Например, логотип можно изобразить на фирменном бланке, вывеске или на сувенирной продукции. Иконки можно вставить в сайт или в электронное письмо. Шрифты проработать как в печатном, так и в электронном виде. Ведь никто из нас не использует графические элементы без контекста — покажите заказчику то, что он получит, выбирая тот или иной вариант.
Если в вашем проекте есть маскоты (это персонажи, символизирующие бренд, например — Человечек Мишлен), можно оживить их с помощью анимации или рекламного ролика.
Несколько простых, но важных правил
Работа с визуальной частью чужого бренда — ресурсозатратный процесс. И для таких взаимоотношений существует несколько простых правил, которые помогут закрыть проект быстро, законно и качественно:
- Не пренебрегайте документами. Заключите договор на оказание услуг — так вы законно обезопасите себя от недобросовестных заказчиков или требований клиента о неоплачиваемых правках.
- Дублируйте телефонные разговоры в почту. Даже если вам удобнее обговорить правки по проекту по телефону, обязательно высылайте письмо с кратким статусом. Это полезно не только для заказчика, но и для вас — так вы точно не упустите детали работы.
- Не ждите, что заказчик знает основы дизайна. Распространенное возмущение дизайнеров: неопытность клиента в дизайне несет последствия в виде “поиграй со шрифтами”. Но будьте терпеливы — если бы ваш клиент знал, как работает дизайн, он бы к вам не обратился. В этой ситуации мяч на вашей стороне — вам нужно досконально изучить проект заказчика, не требуя от него основ дизайна.
- Конкретизируйте правки. Несмотря на предыдущее утверждение, добавлять конкретики в правки необходимо. Для этого задавайте больше вопросов, например: Поиграть со шрифтами — это полностью изменить шрифт или добавить графические элементы в существующий?
- Предоставляйте выбор. Даже если вы уверены в том, что нарисовали лучший логотип для своего клиента и ничего прекраснее уже не придумать — дайте заказчику выбор. Как мы говорили ранее, визуальный вкус и насмотренность у разных людей сильно отличаются. Тем более, клиенту будет приятно иметь выбор, а не оказываться в условиях ультиматума.
- Цените свое время. Каждый час работы профессионала имеет собственную цену. И заказчик должен быть готов, что при переработках возмещать эту цену придется ему. Не бойтесь тайм-менеджмента — особенно, если работаете с большими проектами.
- Не пренебрегайте мнением заказчика. Даже если он не может четко сформулировать свои правки, жить и работать с готовой айдентикой будет именно клиент и его бизнес. Прислушивайтесь к пожеланиям и старайтесь учитывать их во время работы над проектом.
- Не стесняйтесь своего опыта. Иногда попадаются особенно уверенные в своей правоте клиенты. Мы советуем ориентироваться на свой опыт и дать понять заказчику, что успешно закрытые проекты говорят сами за себя. Не бойтесь давать аргументированные ответы на правки по дизайну и айдентике.
Поверьте, красивая и качественная айдентика и закрытый дизайн-проект в вашем портфолио — это огромный плюс. Удачных вам проектов!