Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Как новичку выбрать первую камеру?

Оглавление

Мы решили рассказать о том, на какие параметры следует обращать внимание при покупке тушки (естественно, помимо самой цены).

Для каких съёмок вам нужна камера?

Да-да, перед разбором всяких технических характеристик вам необходимо задаться именно этим вопросом. Будет ли это спортивный репортаж, свадьба, интервью или же съёмка музыкального клипа. Как именно это может повлиять на выбор камеры, вы поймете в следующих пунктах :)

Наличие автофокуса

Многие говорят, что снимать с автофокусом — это профанство, и по-настоящему художественная съёмка должна вестись исключительно в мануальном режиме, либо же при участии фокус-пуллера.
А теперь представьте, что вам нужно снять детский утренник, на котором толпа детишек разбегается в разные стороны примерно раз в наносекунду.
Как думаете, будете ли вы успевать переводить фокус вручную? Конечно нет! И в данном случае наличие хорошей автофокусировки будет играть для вас решающую роль. Для таких задач советуем обратить внимание на тушки Canon, обладающие технологией Dual Pixel AF, которая уже давно хорошо себя зарекомендовала. А также обязательно проверьте наличие в вашей камере автофокусировки по лицу.

Большинство современных камер Canon обладают технологией фокусировки Dual Pixel AF.
Большинство современных камер Canon обладают технологией фокусировки Dual Pixel AF.

Ёмкость батареи

В случае, если вы снимаете интервью или же какое-нибудь мероприятие, то для вас будет критически важно, чтобы камера работала как можно дольше на одном заряде батареи. Да, сменить батарею — проще простого, но это следует делать уж точно не в тот момент, когда спикер говорит самую важную часть в интервью, или когда невеста бросает букет.
По этому параметру лучше всех себя зарекомендовали беззеркалки от Panasonic, в том числе GH4/5/5s — такое ощущение, что у них вместо батареи стоит термоядерный реактор. А некоторые камеры Sony вы и вовсе можете заряжать по USB прямо во время съёмки.

Panasonic GH4
Panasonic GH4

Размер матрицы

Один из важнейших параметров. Он влияет на множество вещей:

  • Количество света, поступающего на сенсор, которое, в свою очередь, влияет и на экспозицию кадра и на желанное каждым киноделом Боке (a.k.a. размытие фона за вашим объектом).

    Соответственно, на самой большой (в любительском сегменте) матрице размера Full Frame (кроп-фактор 1.0) будут получаться самые яркие кадры — тогда вы сможете не задирать ISO. Избежите появления шумов на картинке. С другой стороны, это преимущество может превратиться в недостаток при съёмке в ясный день на светосильную оптику (решается при помощи установки ND фильтра)
  • Парк доступной оптики/байонет.
    Чем больше сенсор камеры, тем сложнее конструктив и больше размер устанавливаемых на него объективов. Отсюда вытекает и очевидное удорожание стёкол с увеличением размера матрицы.
Panasonic GH5s (Micro 4/3) + Sigma 18-35 f/1.8 (EF-S) через спидбустер Metabones
Panasonic GH5s (Micro 4/3) + Sigma 18-35 f/1.8 (EF-S) через спидбустер Metabones

Также не стоит забывать, что на байонет меньшего размера вы можете установить объектив, предназначенный для большего размера матрицы. это делается при помощи спидбустера — вы превратите вашу Micro 4/3 тушку в APS-C (кроп-фактор 1.6, вместо 2.0). На Full Frame вы сможете установить только объективы, предназначенные для Full Frame.

Canon 80D с матрицей APC-S и байонетом EF-S
Canon 80D с матрицей APC-S и байонетом EF-S

На текущий момент самая ликвидная оптика — под байонет Canon EF/EF-S (APS-C). Этих объективов полно на вторичном рынке и вы всегда сможете их оперативно продать/обменять. Также не стоит забывать, что под этот байонет есть потрясающие стёкла от Sigma, а также куча китайских бюджетных вариантов.

Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K с матрицей Micro 4/3
Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K с матрицей Micro 4/3

Оптика под байонет Micro 4/3 — самая дешёвая + есть огромное количество китайских производителей, делающих стёкла специально под это крепление.

Sony A7II c полнокадровым Full Frame сенсором
Sony A7II c полнокадровым Full Frame сенсором

Ну и стёкла под Full Frame, соответственно, самые дорогие, и их меньше всего на рынке.

В основном, матрицами Micro 4/3 обладают камеры от Panasonic, Olympus и Blackmagic Design;

APS-C — Canon, Fujifilm, Nikon а также некоторые модели Sony;

Full Frame — Sony, а также некоторые модели Canon.

Стабилизация

Поскольку мы говорим именно про тушки, то не будем рассматривать оптическую стабилизацию.
Итак, вы поняли, что вам необходимо (или вы любите) много снимать с рук (без стедикама). В таком случае, без матричной или электронной стабилизации вам никак не обойтись.

Матричная стабилизация — программно-механическая функция, которая осуществляется за счёт особого крепления матрицы на магнитах и компенсации движения камеры. Это довольно полезная вещь, но чем больше размер матрицы, тем сложнее её стабилизировать. Это из-за установки элементов стабилизации, ведь нужно дополнительное место в конструктиве камеры.

Olympus OM-D EM-10 Mark III с матричной стабилизацией
Olympus OM-D EM-10 Mark III с матричной стабилизацией

Именно по этой причине самые дешёвые камеры с матричной стабилизацией — на базе Micro 4/3. Места там предостаточно :)

Метод работы электронной стабилизации — полностью программный и чем-то напоминает действие плагина Warp Stabilizer в Premiere Pro. По сути эта функция просто «кропает» изображение, чтобы появился запас для автоматического плавного анимирования геометрических параметров кадра.
Электронный стаб есть во многих бюджетных кропах Canon и Fujifilm. Где-то есть один режим, где-то — несколько. Но, не зависимо от модели конкретной камеры, работать с ним нужно максимально аккуратно, поскольку этот вид стабилизации может приводить к нежелательным искажениям кадра и излишней «вязкой» плавности.

Видеовозможности

Ну вот мы и дошли до пункта, о котором вы скорее всего подумали в первую очередь, когда увидели название этой статьи

Действительно, то, с каким разрешением, битрейтом, битностью, дискретизацией и FPS может записывать файлы ваша потенциальная камера — очень-очень важно.

С разрешением всё понятно — это количество точек одного кадра по горизонтали и вертикали. Чем оно больше, тем выше резкость изображения. Да, снимая в 4К, вы сможете показывать ваши ролики на больших экранах >27 дюймов, и изображение всё еще будет выглядеть резким. Но для начала стоит задуматься, на каких девайсах ваше видео будет смотреть потенциальная аудитория, а также учесть тот факт, что бОльшая часть видеоконтента уже давным-давно потребляется с мобильных устройств.

-9

Скорее всего, разрешение 4К вам и вовсе не нужно, особенно если это ваша первая камера. Исключением могут быть зеркалки Canon, которые, по слухам, обладают не настоящим Full HD, а «апскейлом» с 720р. Поэтому-то появляется знаменитая «мыльность»на изображениях с камер этого производителя.

Битрейт, битность и цветовую дискретизацию мы объединим в одну группу под названием «количество информации».

Битрейт (количество Мбит в 1 секунде видео) важен для качества вашего видео, но здесь тоже надо не переходить в крайности. В современные камеры пытаются запихнуть битрейты порядка 400 Мбит/с при съёмке в 4К в компрессированном кодеке Н.264. Зачем такое количество информации в сжатом кодеке — непонятно. Ста вам должно за глаза хватить (при съёмке в 25fps). А если вы снимаете в Full HD — то и гораздо меньших значений. Да и если ваша камера снимает только в 1080р, то возможности настроек битрейта у вас скорее всего не будет.

Битность (количество градаций оттенков, которое может записать камера) и цветовая субдискретизация (степень аппроксимации соседних пикселей по цветности) являются гораздо более важными параметрами как для исходного изображения, так и для его последующей обработки на этапе постпродакшна. Тем не менее, выбирать первую камеру вы скорее всего будете из нижнего/среднего ценового сегмента, в котором почти все камеры пишут файлы с самыми низкими значениями этих характеристик (8bit, 4:2:0). Поэтому и заострять особое внимание на этом не стоит. Есть конечно и исключения по типу Panasonic GH4, который может отдавать 10bit 4:2:2 в 4К, но только на внешний рекордер через HDMI. А рекордер — штука очень дорогая :)

Разница между 10-битным и 8-битным изображением
Разница между 10-битным и 8-битным изображением

Кстати, в эту же категорию можно отнести возможность камеры записывать лог-кодированное видео при помощи настроек цветовых профилей. Эта функция может расширить динамический диапазон ваших футажей, позволив вам захватывать большее количество информации в тёмных и светлых участках. Однако, использование данных профилей требует определённых теоретических знаний и практических навыков, поэтому советуем не учитывать этот фактор при выборе своей первой камеры.

И мы подошли к количеству кадров в секунду (FPS), которое может записывать ваша камера. Этот параметр будет в первую очередь важен при художественной съёмке, и по факту он означает то, во сколько раз вы сможете замедлять ваши футажи на монтаже.

Для примера — снимая в 100FPS, вы сможете сделать 4-х кратное замедление, если работаете в секвенции 25fps.

Но это не означает, что вы сможете снимать всё подряд в «рапиде», а потом замедлять лишь нужные куски — дело в том, что при увеличении фреймрейта вы должны выставлять соответствующую выдержку (Shutter Speed = FPS x2), и если не замедлять кадры, снятые с таким FPS, то они будут выглядеть так, будто вы — мультяшный персонаж. За примером далеко ходить не надо — посмотрите любого блогера на Ютубе, который снимает и заливает свои блоги с частотой кадров 60 кадров в секунду. И представьте, что случится при 100fps...
Так что, вы должны заранее знать, какие кадры вам нужно снимать в слоу-мо, а какие — нет. И опять же, вам не нужна камера с возможностью записи высоких FPS, если вы снимаете условные детские утренники. Ну, вы конечно можете попробовать поснимать утренник в слоу-мо, но это будет тот еще кринжовый артхаус.

Наличие интерфейсов

Вход для микрофона и наушников, разъёмы HDMI и microUSB/USB-C, а также разъёмы для разных карт памяти — всё это можно отнести к интерфейсам.
Здесь всё гораздо проще.

В Panasonic GH4 есть разъём как для микрофона, так и для наушников
В Panasonic GH4 есть разъём как для микрофона, так и для наушников

Если вы хотите писать хороший звук сразу в камеру (а не во внешний аудиорекордер, например), то вам обязательно нужен 3,5мм вход под микрофон. Если вашему оператору необходимо контролировать этот звук, пока вы его записываете, то вам также нужен и вход под наушники.

Разъём HDMI используется для передачи видеосигнала на внешние устройства, такие как накамерный монитор и видеорекордер.
В каких-то камерах есть возможность установки одной карты памяти, а в каких-то — два слота.

Вот и всё!

Очень надеемся, что ознакомившись с этой небольшой статьёй, вы сможете быстро выбрать ту самую тушку, которая будет полностью удовлетворять вашим потребностям.
Если вы обращаете внимание на какие-то другие параметры при выборе камеры, то обязательно напишите об этом в комментариях к статье — об этом всем будет полезно узнать.