По всей Москве разбросано 20 тысяч Центральных тепловых пунктов (ЦТП), в которых питьевая вода становится теплой и даже горячей — чтобы мы могли без хлопот мыть посуду, плескаться в ванне, стоять под душем или что-нибудь быстренько простирнуть. Каждый такой пункт может обслужить от одного до десяти многоквартирных домов. Как же это получается, благодаря какому «колдунству» вода в кране становится такой приятно-теплой температуры?
Все очень просто: вода — универсальный и самый лучший теплоноситель. Поэтому для нагрева воды лучше всего подойдет… другая вода!
Правда, уже не питьевая, а техническая. Ее специально обрабатывают: смягчают и обессоливают, чтобы она не создавала отложений на стенках трубы. Если таких отложений будет слишком много, то теплообмен станет очень плохим, и трубы придется менять.
Согласно СанПиНу 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» вода в кране должна быть в пределах 65-75 градусов Цельсия.
Почему именно такая температура? Да потому, что при ней погибают большинство бактерий и грибков. Есть, конечно, экстремалы-гипертермофилы, которые живут в геотермальных источниках и благоденствуют при температуре 80-120 градусов, но у нас их днем с огнем не сыщешь. А так, большинство белков денатурируют при 60 градусах.
С другой стороны, такой водой вполне можно обжечься. При температуре более 65 градусов человек получает ожог кожи за две секунды. При хорошей реакции можно успеть отдернуть руку, однако лучше все-таки открывать одновременно и горячую, и холодную воду, чтобы получилась вполне приемлемая смесь.
Разумеется, для того, чтобы питьевая вода разогрелась до таких значений, техническая вода должна быть еще горячее. И действительно: в зависимости от температуры воздуха на улице, теплоноситель может быть от 70 до 130 градусов. Чтобы он не закипел, в трубах повышают давление. Чем выше давление — тем выше точка кипения.
Классический теплообменник создается по принципу «труба в трубе». Теплоноситель подается по трубе большого диаметра, внутри которого расположена одна или несколько труб меньшего сечения, по которым и течет нагреваемая жидкость. Такие теплообменники до сих пор активно используются в самых разных областях, однако в московских ЦТП их демонтируют и заменяют другими.
Теплообменник «труба в трубе» обладает целым рядом достоинств и небольшими недостатками: он очень громоздкий и дорогой — на трубы большого диаметра идет много ценного материала. Кроме того, их сложно проектировать, а межтрубное пространство трудно поддается очистке. Поэтому их постепенно демонтируют и заменяют более компактными и современными.
Современные теплообменники — это компактные установки, которые выглядят как небольшой шкаф. В шкаф входят четыре трубы: подача и отвод теплоносителя и подача и отвод питьевой воды. Внутри шкафа они проходят по разным секторам и обмениваются теплом с помощью серых металлических пластин.
Отдав тепло питьевой воде, теплоноситель возвращается на ТЭЦ. И здесь он, остывший, выполняет противоположную функцию — охлаждает турбины. Затем опять разогревается до запредельных температур и вновь отправляется в круговорот воды в мегаполисе.