4 часть
Мы выходим темным зимним вечером с мамой из дома. Тут на меня пошла чья-то тень с приседаниями, распростертыми объятьями и звуками: "Ууууу!"
Я с ревом кидаюсь к маме и прячусь за нее.
-Ты кто такой? Ты зачем мне ребенка пугаешь?- стала ругаться мать.
-Машка, это я, Архип. не узнала? - смеется тень.
-Архииип?? Да где же тебя узнаешь, по черному силуэту, что ли? Ну ничего себе! Сколько лет, сколько зим, ну здорово Архип! Освободился?
-Да вот, вчера. Иду к тебе в гости.
-Ко мне?? А мы сейчас уходим, - говорит мать, - идем к Тоньке кино смотреть, уже опаздываем. Приходи завтра.
-Слушай, у меня тут просебка к тебе, не терпит отлагательств, - замешкавшись, усмехнулась тень. - Ты не одолжишь ведро картошки? Осенью отдам, - неловко заржал он. - Жрать вообще нечего, пью вот чай из смородиновых палок, больше ничего нет, - опять хохотнул он.
-Ой, да, конечно, пошли насыплю тебе. Только ведро потом верни!
-Да не вопрос, Машк! Вот спасибо тебе, выручила, так выручила! К Ершихе-соседке пошел, дай, говорю, хоть горсть макарон или десяток картошин. А она - хр@н,говорит, тебе, с голоду подыхай.
-Ну ты даешь, Архип, ты сидел за то, что ее обворовал. Даже не знаю дала ли я бы тебе сейчас картошки, если б ты меня обчистил. - смеется мама.
-Да ты что, Машк, тебя - никогда, сирота ты моя казанская! У Ершихи и так много всего, глядишь вот-вот лопнет. - Мама и Архип дружно расхохотались.
Мать отсыпала ведро картошки из мешка, который был у нас последний. Мешок заметно уменьшился.
Забрав ведро, Архип решил нас немного проводить.
-А ты что же по-прежнему одна живешь? А где твой мужик?
-Ой, Архип, чем такой мужик лучше без него. Работать не хотел, только куролесил, бросила я его в Т. (наш городок на БАМе). Ничего не знаю о нем, и знать не хочу. До сих пор отдыхаю от жизни с ним.
-А девку Юлька вернула-таки тебе? - кивнул он на меня.
-А не должна была?- зло усмехнулась мать. - Девка моя, никто не имеет права у меня ее отбирать.
-И то верно! Ладно, я пойду, спасибо тебе, Машк. Нужна будет помощь, обращайся.
-Ловлю на слове, - улыбнулась мама.
-Мама, кто это такой? - наконец заговорила я теперь, когда мы шли одни, поскрипывая по морозному снегу.
-Архип. Одноклассник нашей тети Юли. 2 года назад в тюрьму загремел за воровство. Видишь вот, освободился.
Я поежилась...
-Ну мам, у нас ведь самих картошки нет. Ты ему почти последнюю отдала.
-Ну, Полька, от одного ведра мы с тобой на разбогатеем.
-Но мы могли бы сами ее съесть...
-Полин, человек из тюрьмы вышел только. Жрать нечего ему. Надо помочь. - строго объясняла мать. - Человек человеку - не волк. Нельзя других в беде оставлять, понимаешь?
Я шла и думала, что я этому противному человеку ни за что не стала бы помогать. И вообще почему мы должны помогать вору? Права была Ершиха.
***
Одним прекрасным днем приехал он - мой отец. Когда мама поспешно уехала с БАМа, отец остался там. Из квартиры его выгнали, и где он жил эти 2,5 года - непонятно. Он говорил про какую-то землянку... В Сибири морозы очень сильные, поэтому у него были слегка обморожены пальцы, то ли от жизни в той землянке, то ли уснул где-то на морозе.
Когда он неожиданно появился на пороге нашего дома, я радостно запрыгала вокруг него:
"Папуля!! Папуля приехал! Папка! - обнимаю его и вишу на нем. Ему приятно, он улыбается и крепко обнимает меня в ответ.
Мать же напротив была в абсолютном шоке. Мы жили бедно, но потихоньку жизнь стала налаживаться. Дрова мама заготавливала сама, носила на себе толстые ракитовые бревна, вручную пилила, колола. Старалась кое-как по возможности ремонтировать подручными материалами наш ветхий дом. Благодаря финансовой помощи моей сестры, мы смогли поклеить обои и покрасить потолки.
"Я и баба, я и бык, я и лошадь, и мужик" - любила приговаривать мать.
С отцом они жили плохо, постоянно ругались, при этом много пьянствовали вместе. Частично идеей тети было, когда она выпроваживала маму в деревню, - это разлучить их, чтобы мать не пила. Однако же по истечении 2,5 лет тетя сама дала отцу денег на билет. Он просто однажды явился к ней домой. Ей не нужна была такая обуза, и она переложила эту проблему на плечи мамы.
-Ты зачем приехал? Кто тебя здесь ждал?
-Полинка точно ждала, - разулыбался отец, обнимая меня.
-Ты не будешь с нами жить - отрезала мама. - Я с тобой разведусь. Езжай к себе в П. (родная деревня отца в 100 км от нас).
-Ну переночевать хоть пустишь? Куда я сейчас пойду?
Мать фыркнула.
Уже через час они распивали привезенную отцом бутылку. Я сидела на коленях отца, обнимала его, заглядывала в глаза, а он уже не видел меня. У него тряслись руки, он был абсолютно пьян.
Именно тогда я впервые от него отпрянула. Мой папа, которого я не видела 2,5 года, сидел пьяный в умат и не обращал на меня никакого внимания... Я спустилась с его рук и понуро побрела спать.
Утро началось со скандала. Мать орала на отца и требовала, чтобы он уехал. Он говорил, что у него нет денег, последние потратил на бутылку. А у нас денег тоже не было.
Так он и остался жить с нами. Точнее не жить, а трепать нам всем нервы, как выражалась мать. В последующие несколько лет она его много раз выгоняла, даже давала деньги на билет, и он даже уезжал. Но через некоторое время опять возвращался: "Вы же моя семья."
***
Однажды Верка Орлова уговорила меня остаться на продленку в школе, где дети спали. Обычно я уезжала на автобусе в 12.40, а тут она сказала, что я могла бы поехать в 16.00. Я поддалась уговорам и осталась. Автобуса на 4 часа не было.... А следующий был только в 18.00. Я рыдала, потому что в 18.00 уже темно, а мама не знала о том, почему я не приехала. В итоге я приехала в начале 7, было темно и страшно, вышла из автобуса и побежала домой. С остановки вышел какой-то мужчина, и быстро пошел за мной. Я побежала еще быстрее.
-Полина! - Это был отец. Я облегченно выдохнула, но вида не подала, сквозь зубы поздоровалась.
-Ты где пропадала? Мамка с ума чуть не сошла!
Я шла рядом и молчала. Процесс отторжения и презрения к отцу начался. После того случая, когда я сидела у него на коленях, а он меня не видел, я никогда не называла его папой, и с каждым днем все больше презирала его.
Когда мы пришли домой, мамы не было. Она вошла минут через 5 после нашего возвращения - она тоже ходила на остановку, но мы разминулись, т.к. я побежала другой дорогой. Она зло сверкнула на меня своими заплаканными глазами. Я обмякла, бросилась к ней в объятья и, всхлипывая, стала рассказывать почему я так поздно приехала.
Отец сидел курил и ухмылялся: "Ну надо же, мамкин хвостик! А какая же дикая! Как кошка беспризорная! Слова лишнего не скажет! От меня убегала, только пятки сверкали!"
Заметил ли он этот момент, когда начал терять меня навсегда?
Спасибо всем, кто читает. Мне очень приятно ваше внимание!
Еще история про отца: