Найти в Дзене
Uber Russia

Как люди отказались от модели индустриального города?

Оглавление

Индустриальная модель города —  функционально разделенная модель, в которой город воспринимается и работает как большой завод. Об этом в подкасте «Урбанизм» рассказал городской Михаил Алексеевский. Но почему сегодня мы уже практически не живем в таких городах, куда делась эта модель и кто её придумал? Давайте разбираться вместе с Uber.

В ХХ веке проектировщики городов пытались максимально распланировать жизнь человека. Одной из таких схем стала «сон-труд-отдых». Но с таким подходом появилась проблема — как обычно в городах, проблема оказалась транспортной. Массовая автомобилизация, о которой мы говорили в прошлой статье (гиперссылка) стала причиной транспортных коллапсов.

Сон

Из всей цепочки «сон-труд-отдых» первыми начались проблемы со спальными районами. Районы с типовым послевоенным социальным жильем столкнулись с ростом криминала. С увеличением доходов люди переезжали в районы расположенные ближе к центру, и таким образом бедность оказалась аккумулирована внутри отдаленных микрорайонов. Криминал со временем там вырос до такой степени, что даже полиция не решалась там появляться. Одним из таких микрорайонов был Прюит-Айогоу в Сент-Лусие, США. В 1972 году было принято решение о сносе района, и проект, который в 50-х представляли как светлое будущее для всех, уже через 20 лет признали как ошибку. Это событие связывают с концом индустриального города и вообще всей идеи модернизма. Социальный рай с жильем и инфраструктурой «для всех» оказался нежизнеспособным.

Снос Прюит-Айогоу 1972 г.
Снос Прюит-Айогоу 1972 г.

Труд

Следующим ударом по модели индустриального города стала компьютеризация. Модернизация технологических процессов на производствах стала причиной для массовых сокращений, вследствие чего ушла необходимость строить районы для рабочих. Для работы с новым оборудованием понадобились высококвалифицированные кадры. Умение работать с информацией стало новым требованием, которое в будущем легло в новую постиндустриальную модель города.

Отдых

Последним из индустриальных звеньев в цепи стал «отдых». Ранние модернисты представляли и проектировали отдых людей в парках и скверах между микрорайонами, но в итоге «отдых» оказался тоже заключен в форму здания посреди города.

Моллы и торговые центры стали новой реальностью, где покупки, досуг и еда стали одним целым. Первые моллы появились еще во времена великой депрессии, но пик их популярности и массовости пришелся на послевоенный период. В 50-е годы прошлого века вместе с развитием консюмеризма появилась новая модель замкнутого регионального торгового центра. Суть этого комплекса была в том, что он был вынесен за город, и становился главным торговым пунктом для одноэтажной Америки. Именно моллы формировали новую культуру потребления — семьи выбирались на такой шоппинг раз в неделю, поездка была привязана к посещению универмага, где планировалась какая-то крупная покупка. Это был не только торговый центр – это было место общения.

-3

Иллюзия создания общественного пространства в здании привлекала посетителей. Условные пощади, универмаги и бутики, фонтаны с кофейнями, аттракционы — все было помещено в огромный параллелепипед. Живая городская среда, которой не было ни в микрорайонах, ни в субурбиях, была фактически перенесена в помещение, и жители крупных городов ехали специально в торговые центры, чтобы получить городской формат жизни.

Позже именно эта цель посещения молла, вынесенного за пределы города, и стала причиной спада популярности. Чтобы отдохнуть, людям нужно было все выходные стоять в пробках. Затем в жилых районах появились магазины у дома, и у людей отпала необходимость ездить в загородные моллы. Последним этапом исчезновения загородных моллов стало появление супергигантов вроде Mall of America, который больше похож на огромный парк развлечений, где присутствуют торговые места. Молл фактически трансформировался в большой комбинат для развлечения людей, а не только для продаж. В 21 веке появился быстрый интернет, и онлайн-торговля окончательно убила остаток «отдыха» индустриального города на западе (особенно в Европе).

Mall of America с аквапарком и парковыми зонами
Mall of America с аквапарком и парковыми зонами

Онлайн

Компьютер и интернет завершили переход экономики от индустриальной к постиндустриальной модели. Диджитализация экономики поставила новые правила: информация стала новым и основным ресурсом, а люди, владеющие информацией и умело работающие с ней, ценными сотрудниками. Индустриальный город погубил сам себя концепцией разделения функций и потоков в попытке уйти от конфликтов.

Постиндустриальный город работает уже по другим принципам и старается создать доступную и демократичную среду для каждого путем диалога между горожанами. Логика постиндустриального города будущего — это понимание города как инструмента обмена. Это не город производителей, а город потребителей. Соответственно и жилье, и вся социальная инфраструктура города начинают пониматься как товар. Гибкость и доступность – основа для будущих постиндустриальных городов.

Удобство, мобильность,  доступность и независимость от личного автомобиля — это все, что нужно современному городскому жителю. И это всё, что даст вам Uber. Послушайте наш подкаст и узнайте больше: как городская антропология изучает моногорода? Зачем антропологу ходить на свадьбы? Зачем вообще нужны антропологи и кому они помогают?

Слушать на Яндекс Музыке

Слушать на Apple Podcasts

Слушать на Spotify

Слушать на Google Podcasts