Такие похожие: какой выбрать и в чём разница?
В нескольких предыдущих публикациях я рассказало о своём выборе мотоблока: для чего, по каким параметрам сравнивал и о различных марках, которые рассмотрел. В принципе, это все основные из представленных на нашем рынке, кроме, может быть китайских моделей. Будет интерес – почитайте.
Выбирал я себе мотоблок не торопясь, хотя купить пришлось быстро, так как нужно было снег чистить. Но к моменту покупки уже точно знал чего и почему хочу, как буду использовать, и что из навесного нужно купить дополнительно.
После всех раздумий передо мной осталась только эта красная парочка, хотя отобрал я её, конечно, не за цвет. А за что же тогда?
Чем так хороши эти крепыши?
Начнём с того, что даже с первого взгляда они отличаются от практически всех других наших мотоблоков: двигатель смещён вперёд и вниз, как челюсть у бульдога. Из-за этого мотоблок выглядит приземистым, и на самом деле больше прижат к земле: центр тяжести расположен ниже, чем у одноклассников. И такая компоновка даёт ему много преимуществ при обработке земли и не только, но об этом чуть позже. А сейчас: вы не заметили, что я про этих двух в единственном числе написал?
Потому что родом они из единого конструкторского бюро московского ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют», точнее, совместной разработки с итальянской маркой «Гольдони» в начале 90-х. С 2002 года производство было перенесено на дочернее предприятие АО ГМЗ «Агат» в Гаврилов-Ям. Дальше пути владельцев разошлись и с 2012 года салютовские комплектующие производят в Китае, а затем собираются в Москве и поставляются под новой маркой «Салют-100».
В итоге на нашем рынке продаются два очень похожих мотоблока : #Агат и #Салют-100. О различиях давайте поговорим позже, а пока я буду описывать их как фактически единую конструкцию.
Переднее расположение двигателя предопределило ориентацию мотоблока на использование только задней навески. Собственно , кронштейна для передней здесь вообще нет в комплекте : вместо него установлена складывающаяся опора. Но, как всегда бывает в наших мотоблоках , возможность для использования переднего подвеса для тех , кому сильно надо есть: в раме предусмотрены монтажные отверстия, а производители навесного выпускают под них переходники.
Конечно, если перед двигателем навесить ещё косилку или снегоуборщик, то самому придется постоянно висеть на рукоятках с противоположной стороны, чтобы не зарыться в газон или снег. Но вот нож-отвал вполне можно навесить, особенно если нужно прижимать его к поверхности.
С активной навеской также нужно учитывать возможность её привода: спереди это один из двух свободных ручьев шкива на валу двигателя. Плюс в том, что он всегда вращается и скорость зависит от оборотов двигателя. При этом двигаться вперед можно на одной из двух имеющихся скоростей.
Но, как я уже сказал, конструктивно мотоблок приспособлен для работы с задней навеской: не только с пассивными плугами и окучниками, но и с теми же активными снегоуборщиками косилками и пр. Для этого сзади справа выведен отдельный шкив, который вращается только во время движения мотоблока. И работа с навесным при движении назад возможна на единственной скорости.
На первый взгляд такие ограничения - минус. Однако задняя передача обеспечивает передвижение с вполне комфортной именно для работы с навесным скоростью около 3 км/ч. А необходимость, чтобы, например, ножи вращались во время остановки, бывает крайне редко. Наоборот, Мобил-К, выпускающий снегоуборщик под переднюю навеску Агата, вынужден добавлять в него отдельное сцепление, чтобы отключать на остановке ножи.
Из плюсов задней подвески также можно отметить, что она компактней и прочней. Тот же тяжелый снегоуборщик фиксируется гораздо прочнее, чем на штыре передней, а значит вся конструкция легче управляется и ремень не разбивается слишком быстро.
Чтобы двигаться вперёд, но на задней передаче было удобно, руль легко разворачивается на 180 градусов (можно выбрать любой угол из 360), при этом идти за мотоблоком вполне комфортно.
Другим существенным конструктивным отличием Агатов/Салютов от большинства мотоблоков является полностью шестеренчатый редуктор. Озабоченные конкуренты, сравнивая с таким решением свои шестеренчато-цепные редукторы, пишут, что передачи в них мягче включаются и шумят меньше.
Забавно, но на Агате для переключения передач используется маленький рычажок на корпусе редуктора, а на Салюте - вообще выносной переключатель с тросовой передачей. Как такие рычаги могут управлять жёстким или нечётким переключением?
А по поводу шума от шестерёнок: конечно, он есть. Когда, скажем разгонишь мотоблок километров до 60 в час, то редуктор воет как у Нивы 😉
А на 5 км/ч из-за двигателя шестерёнок не слышно, а жаль: благородный клёкот сложного механизма внушает уважение. Дарю этот слоган маркетологам)
Не совсем обычно у мотоблока реализована и рама. Когда рассматривал другие модели, то отмечал, что некоторые используют мощную раму, на которую навешиваются все элементы и узлы от двигателя до руля. Но часть современных мотоблоков строится вокруг редуктора: к нему крепятся и руль, и двигатель, и кронштейны навесок.
У Агата с Салютом использован гибридный вариант: рама есть, не слишком мощная на вид, но сложной формы, объединенная с крыльями, и думаю, достаточно мощная. По крайней мере, все узлы навески смонтированы на ней. К редуктору сверху прикреплен только рычаг управления.
Кто-то говорит, что от редуктора на руль передаётся больше вибраций, чем от рамы. Но, насколько я понимаю, в мотоблоке это всё: жестко связанная неподрессоренная масса, и убрать передачу вибраций от неё на руль можно только сделав его эластичным. Весь руль, конечно, на резиновый не заменишь, но агатовцы добавили резиновые проставки между основным рычагом и рукоятками. Пишут, что помогает, и я этому верю.
Есть у Агата/Салюта и ряд менее очевидных, но значимых достоинств
Так, например, передача крутящего момента от двигателя к редуктору осуществляется не одним как обычно, а сразу двумя ремнями. Единственный ремень чаще проскальзывает и от этого быстрее разрушается. Спарка служит дольше, надёжнее обеспечивает передачу. У Салюта ещё и ремни зубчатые: они меньше изнашиваются.
Полуоси колёс, как и у всех наших мотоблоков круглые. Шестигранные, как у китайцев, наверное, были бы предпочтительней с точки зрения развальцовки пальцевых отверстий. Но круглые проще изготавливать, да и для переделок больше возможностей. Кстати колёсные ступицы здесь отделены от удлинителей осей. Это дает больше возможностей регулировать колею (например, простым переворотом ступицы колёса можно спрятать в колею снегоуборщика, а я мучился, не зная этого). И особенно радует многих тот факт, что диаметр ступичных отверстий позволяет крепить на них старые жигулёвские колёса 13 радиуса без каких-либо доработок 😉
Нужно учитывать и тот факт, что для Агата с Салютом доступно много разнообразного навесного оборудования, причём оно сравнительно недорогое. Кроме того, инженеры Агата создали несколько отличных адаптеров (компоновочных модулей), превращающих мотоблок практически в мини-трактор.
Но для меня финальным аргументом в выборе стала всё-таки форма. Точнее, вертикальные габариты: приземистый агрегат проще загрузить в багажник легковушки. Колёса снимаю, а купелью, чтобы не заваливался, ему служит старая покрышка. И вперёд, на дачу: сначала к себе, потом к родителям...
Так какой же из этих двух братьев лучше?
Как любит умничать мой сосед: "дуализм выбора". Радикальных отличий между ними нет. Салют хоть и производится в Китае, визуально и по отзывам не хуже. Видимо, действительно производство лицензионное. К тому же, сборка итоговая уже производится на российском заводе.
Правда, Агат не только собирают, но и тестируют перед продажей. Поэтому покупателю он достаётся с заправленными маслом двигателем и редуктором. Другим существенным плюсом является то, что Агат комплектуется резиновыми колёсами российского производства, а Салют-100 - китайскими пластиковыми шинами (и непонятно из чего камерами), которые на морозе дубеют и скользят по снегу.
Резиновые проставки на руле Агата - хорошо, но зубчатые ремни Салюта, думаю, лучше.
Салют блещет красными пластиковыми щитками над шкивами и на руле, в то время как у Агата щитки обычно чёрные и матовые, а на руле их вообще нет. Как по мне, это похоже на историю с крашеными бамперами на машинах: красиво, но не практично.
В общем, взвешивайте и выбирайте. Я был настроен на Агат, особенно когда посмотрел видео о современном заводском производстве. Да и стоит он немного дешевле Салюта с аналогичным двигателем. Но всё решил… рычаг переключения передач.
При работе с активным навесным на Агате оператору приходится бегать вокруг мотоблока, чтобы воткнуть заднюю/переднюю, а это приходится делать после каждого прохода. Да, удлинитель на руль, как на Салюте, можно купить отдельно, но стоит он от 3,5 тыс, и найти в продаже практически невозможно. Интересно: кто его производит? Если Салют как запчасть, то работает на руку конкурентам. Если сам Агат, то чего не устанавливаю сразу?
В общем, Агат с дополнением рычагом становится дороже, рычаг я найти в продаже не смог, победил Салют.
К тому же, подвернулась по очень нормальной цене модель с китайским двигателем Hwasdan мощностью 7 л.с. Как я понимаю, у Салюта партнёрство с китайской компанией Hwasdan – производителем двигателей и различного сельхозоборудования, и, скорее всего, на их мощностях развёрнуто производство комплектующих мотоблоков. Так, специализированный снегоуборщик для Салюта также сделан совместно с Hwasdan . Хороший, кстати агрегат, но о нём расскажу отдельно.
Напоминаю, что эта статья – очередная из получившегося цикла про выбор мотоблока. Начало с подходом к выбору и основными параметрами оценки здесь и здесь .
Что ещё может быть интересно:
Про выбор мотоблока. Обзор моделей (Нева)
Про выбор мотоблока. Обзор моделей: "Ока", "Авангард", "Угра"
Про выбор мотоблока. Заглянем в премиум-класс?