16 апреля капитану «Авангарда» Валерию Проворову исполняется 64 года. Футболист провёл долгую и насыщенную карьеру: стал чемпионом Горьковской области, выиграл кубок. Самым сложным оказалось пробиться не в основную, а в юношескую команду. Спортсмен из Мотмоса ответил, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, почему провалил игры за «Металлург», как сломал ногу в дебютном матче за «Авангард» и кто помог поверить в себя после периода неудач.
— Валерий Васильевич, вы восемнадцать лет играли в футбол. Как это удалось?
— С трудом! В детстве со мной случались всякие неприятности. Я сам из Мотмоса. Вместе с другом Николаем Викуловым играли во дворе, а потом прошли жёсткий отбор у наставника Владимира Грамотова. Он много народа отсеял. Начал тренироваться в «Металлурге», и тут где-то подхватил то ли желтуху, то ли воспаление лёгких. Пропустил месяц. Команда за это время сыгралась, и места мне не нашлось. Я человек скромный, стеснительный, поэтому перестал ходить.
— Как всё-таки пробились?
— В июне восьмиклассники сдавали выпускные экзамены. Четверо ребят из «Металлурга» не смогли поехать в Арзамас. Викулов уговорил тренера вернуть меня. Александр Серпов из Шиморского по прозвищу Гамбуча дал мне свои бутсы, кто-то форму. Отыграл этот матч центральным защитником. Мы победили, и Грамотов сказал мне ходить на тренировки.
— Так и сделали?
— Не получилось. Раньше в Выксе проводилось поселковое первенство района. За взрослые команды играли ещё совсем юные футболисты. Например, я только окончил седьмой класс. На следующий день после выезда играл за Мотмос против Борковки… Очнулся утром в терапевтическом отделении. Лежу — ничего не понимаю, рядом сидит мама Елена Фёдоровна. Она и рассказала, что кто-то двинул мне ногой в челюсть.
— Сколько пропустили?
— Три недели. Меня сразу же навестил Владимир Грамотов. Принёс трёхлитровую банку сока, пожелал выздоровления и сказал, что ждёт в команде. Сначала я играл не так часто, но в выпускной год Грамотов сделал меня капитаном.
— Когда попали в основной состав?
— Тренироваться со взрослым «Металлургом» начал в 1973 году. Матчи, даже товарищеские, не играл — главный тренер Валерий Совцов пока только оценивал. А в феврале 1974-го наставником команды назначили Владимира Грамотова. Он окончательно перевёл меня в основу, возлагал надежды, кое-какие товарищеские матчи доверил сыграть. Стиль Владимира Дмитриевича и тяжёлые тренировки понравились не всем. Ветераны Геннадий Вдовин и Александр Царёв взбаламутили команду, и в апреле вернули Совцова на тренерский мостик. Всё опять стало по-старому — я тренировался с основой, но играл за юношей.
— Когда дебютировали за основу «Металлурга»?
— В 1975 году при тренере Сергее Захарове. Он проповедовал комбинационный футбол. Лично сказал, что я нужен команде. Хоть и редко, но выпускал на замены, несмотря на то, что я многие матчи проваливал. У меня почему-то тряслись ноги в официальных играх, сам себя не узнавал.
— Когда вас забрали в армию?
— Сразу после сезона. Служил в пожарной охране Москвы. В первый год было тяжеловато из-за неуставных отношений, но затем я стал старичком. Сам собирал футбольную команду, мы занимали призовые места, побеждали в турнирах.
— Захаров встретил вас после армии?
— Ждал меня! Даже не дал неделю отдохнуть. Сразу устроил на завод, оформил освобождение и назвал график тренировок. Я не жалею — мне было интересно. Началась настоящая карьера! «Металлург» за это время стал профессиональной командой: появились два состава, которые даже тренировались каждый по своей программе. Сергей Захаров доверял абсолютно всем — у него не было любимчиков. Ставил только того, кто играл лучше. Мне давал шансы — выпускал на пятнадцать минут, но я, к сожалению, не оправдал его доверие. Мешала моя психология. Играл редко, да и то не с самыми сильными командами.
— Когда решились на переход в «Авангард»?
— В 1980 году в «Металлург» из команды ДРО перешёл Александр Алексеевич Зайцев. Я съездил на юг, и понял, что мне ничего не светит. Зайцев был одним из лучших футболистов Выксы. Захаров мне посочувствовал и после предсезонных сборов отпустил в «Авангард». К тому же наставник Валерий Горбенко пообещал мне место в стартовом составе и устроил в ДРО.
— Сдержал обещание?
— Да. Я дебютировал в четвёртом туре в Кулебаках. Играл левым полузащитником, несколько раз проскакивал по краю. В один из моментов защитник Козлов, высокий и самолюбивый, грубо меня снёс и сломал ногу. И тут я голову повесил. Спасибо Валерию Горбенко и начальнику команду Евгению Серову за поддержку. Я сидел в автобусе, они меня подбадривали. Но сезон был потерян. Месяц пролежал в гипсе, потом долгая реабилитация, но какие-то матчи успел зацепить.
— Расстроены, что сыграли только сезон вместе с Николаем Викуловым?
— Не то слово! Судьба разводила нас каждый раз. Сначала мой лучший друг играл за «Авангард», а я за «Металлург», а потом мы одновременно поменялись местами. Только в 1993 году играли за одну команду «Авангард-Дружба». Викулов — футболист от бога! В Мотмосе его называли Коля Пеле. Он много забивал за «Металлург» и ещё больше за посёлок. Помню, мы сражались с командой ВМЗ на домашнем стадионе «Авангард». В один из моментов Коля случайно вырубил меня локтём в лицо. Вот так два земляка сошлись! Помню, лежал за воротами, меня приводили в чувства, рядом переживал Горбенко. По голове меня часто били, наверное, из-за моего маленького роста.
— Вы тепло отзываетесь обо всех тренерах. Со всеми хорошо складывались отношения?
— Мне в этом плане повезло. Для меня Валерий Николаевич Горбенко — это Константин Бесков, Сергей Сергеевич Захаров — Жозе Моуриньо, а Вячеслав Алексеевич Крыгин — чистый Валерий Лобановский, хоть я под руководством последнего не играл.
Захаров — тренер от бога! Требовательный! Он с нуля собрал чемпионский состав «Металлурга». При нём молодой центральный защитник Михаил Гроздов стал лидером команды, Евгений Попов и Алексей Быстров были мозгами, а Александр Шемяков выступал наконечником атаки. Дорогого стоит создать такой коллектив. Доверие, ежедневный контроль и талант позволили сделать задел на долгие годы.
Горбенко я благодарен за доверие. Он тренер понимающий, знающий, опытный! А как он играл… Он ведь только в 47 лет провёл последний сезон. Да ещё как — забил несколько важных мячей! Его рекорд вряд ли вообще кто-то превзойдёт. На поле это был играющий компьютер: как он соображал, ориентировался на поле, какие тонкие пасы выдавал. Я не мог в это поверить!
Где я только у него не играл: и в защите, и в центре поля. Валерий Николаевич скрупулёзно искал мне место. В итоге я стал левым защитником, а под конец карьеры играл последнего. При Горбенко я почувствовал уверенность в себе и незаменимость для команды. Звездой я никогда не считался — крепкий середнячок: мягкий с мячом, техничный, борьбовой! Исполнял все пенальти «Авангарда», причём лишь считанные единицы не реализовал.
— Продолжительный спад и смерть «Авангарда» — закономерный итог?
— Даже в самое тяжёлое время «Авангард» держался на плаву. Дома мы практически никому не проигрывали, но в гостях бывало по-разному. Да и в турнирной таблице всегда держались вверху. В 1981 году едва не завоевали бронзу, но с нас сняли очки за нарушение регламента. Я бы не сказал, что следующие сезоны это потерянное время — нам лишь немного не хватало поддержки со стороны завода.
Классная команда при играющем тренере Алексее Быстрове собралась в 1989 году. Мы всерьёз могли побороться за медали, разгромили 3:0 в гостях навашинскую «Оку» — будущего чемпиона. Даже 1990-й, несмотря на катастрофические проблемы с составом, когда искали игроков буквально на улице, закончили высоко. Дальше запаса прочности уже не хватило. В 1991 году от вылета из первой группы нас спас только развал Союза. Вот это уже было потерянное время. В 1993-м, в последний сезон перед расформированием, мы громко хлопнули дверью, добравшись до финала кубка. В 1994 году я частично отыграл сезон за «Восход», меня привлекли на несколько матчей, когда не хватало народа, и завершил карьеру.
— Чем занялись?
— Окончил курсы радиоэлектронщиков. Это второе любимое занятие после футбола. Нравилось ремонтировать телевизоры. Жаль, наше ателье в 1990-е загнулось. Устроился во вневедомственную охрану. Там были два фаната футбола: начальник роты Юрий Николаевич Чудаков и замначальника охраны Борис Викторович Проньков. Мы участвовали в городских и побеждали в ведомственных турнирах. Я дополнительно играл за «Колёсник» в зимнем мини-футбольном турнире. Сын Андрей пошёл по моим стопам. Уже долгие годы работает в ГИБДД и играет в футбол за полицейскую команду.