Занятия начинают с предварительного ознакомления с голосовыми и музыкальными данными учеников.
Голосовые данные определяют по совокупности признаков: по тембру, тесситуре, переходным нотам и примарному звучанию.
В некоторых случаях педагоги неправильно определяют тип голоса – это объясняется тем, что они, в первую очередь, принимают во внимание общий диапазон ученика, ошибочно полагая, что у высоких голосов и диапазон будет выше, чем у голосов низких, при этом они не уделяют особенного внимания переходным нотам. Таким образом, меццо-сопрано зачастую воспринимается как драматическое сопрано, а баритон с широким диапазоном – как драматический тенор.
Во избежание подобных ошибок, для выявления голосовых данных лучше всего предложить ученику исполнить его любимую или просто знакомую ему песню. При этом необходимо помочь исполнителю гармонической поддержкой на инструменте и подбором удобной тональности. Гармоническая поддержка необходима потому, что многие без предварительной подготовки довольно часто, даже имея хороший слух, не могут чисто спеть песню без сопровождения инструмента. Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса.
Рабочий диапазон – это тот объем звуков, который поющий воспроизводит без особых затруднений и которым ему привычно пользоваться. Рабочий диапазон меньше всего диапазона голоса.
Голосовые данные ярче проявляются тогда, когда песня не трудна для исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и, главное, распевный (кантиленный) характер. Если исполняемая песня не отвечает этим требованиям, то следует предложить дополнительно спеть общеизвестную песню нужного характера.
Прослушивание песни ясно укажет, в какой тесситуре лучше звучит голос. С этой целью можно проследить, на каких нотах (высоких или низких) в песне лучше звучит голос, или прослушать учащегося на двух песнях с разными тесситурами В удобной тесситуре певец будет непринужденнее и естественнее петь, и потому ярче определится тембр и тип его голоса.
Определение удобной для исполнителя тесситуры иногда имеет решающее значение и при диагностике голосов, когда трудно разобрать, тенор или баритон, драматическое сопрано или меццо-сопрано.
Исполнение песни даст возможность судить о музыкальности, выразительности и исполнительских задатках ученика.
После песни можно проверить весь диапазон голоса, т. е. определить его полный объем, от самой низкой до предельно высокой ноты.
Диапазон можно выявить на упражнениях — пении трезвучий, поступенно расположенных нот, лучше на одном гласном звуке в сочетании со звонкими согласными, а также на попевках. Определение диапазона следует начинать с его среднего участка, секвенционно (по полутонам) поднимаясь вверх и опускаясь затем вниз, или наоборот. При определении диапазона отмечают и переходные ноты. Если при этом переходы из одного регистра в другой точно определить не удалось, то их выявлением следует заняться отдельно, предлагая петь переходные, а также рядом лежащие ноты.
Переходные ноты, характер звучания и объем головных, а также грудных нот имеют решающее значение для определения типа голоса.
При прослушивании песни и определении диапазона, обычно можно заметить один или несколько звуков, имеющих особенно свободное, естественное и красивое звучание. Это звучание принято называть примарным звучанием, а звуки с таким звучанием — примарными звуками. На них лучше всего проявляется тембр и тип голоса. Примарное звучание, кроме того, является отправной точкой в воспитании голоса. Это основной признак для различения лирических, драматических и меццо-характерных голосов.
Спасибо, что прочитали статью! До новых уроков!