Найти тему
Творчество и жизнь

Определение типа голоса

Занятия начинают с предварительного ознакомления с голосо­выми и музыкальными данными учеников.

Голосовые данные определяют по совокупности признаков: по тембру, тесситуре, переходным нотам и примарному звучанию.

В некоторых случаях педагоги неправильно определяют тип голоса – это объясняется тем, что они, в первую очередь, принимают во внимание общий диапазон ученика, ошибочно полагая, что у высоких голосов и диапазон будет выше, чем у голосов низких, при этом они не уделяют особенного внимания переходным нотам. Таким образом, меццо-сопрано зачастую воспринимается как драматическое сопрано, а баритон с широким диапазоном – как драматический тенор.

Во избежание подобных ошибок, для выявления голосовых данных лучше всего предложить ученику исполнить его любимую или просто знакомую ему песню. При этом необходимо помочь исполнителю гармонической под­держкой на инструменте и подбором удобной тональности. Гармо­ническая поддержка необходима потому, что многие без предварительной подготовки довольно часто, даже имея хороший слух, не могут чисто спеть песню без сопровождения инструмента. Удобная тональность позволяет выявить естествен­ный тембр и рабочий диапазон голоса.

Рабочий диапазон – это тот объем звуков, который поющий вос­производит без особых затруднений и которым ему привычно поль­зоваться. Рабочий диапазон меньше всего диапазона голоса.

Голосовые данные ярче проявляются тогда, когда песня не трудна для исполнителя, имеет умеренный темп, несложный рит­мический рисунок и, главное, распевный (кантиленный) харак­тер. Если исполняемая песня не отвечает этим требованиям, то следует предложить дополнительно спеть общеизвестную песню нужного характера.

Прослушивание песни ясно укажет, в какой тесситуре лучше звучит голос. С этой целью можно проследить, на каких нотах (высоких или низких) в песне лучше звучит голос, или прослу­шать учащегося на двух песнях с разными тесситурами В удобной тес­ситуре певец будет непринужденнее и естественнее петь, и пото­му ярче определится тембр и тип его голоса.

Определение удобной для исполнителя тесси­туры иногда имеет решающее значение и при диагностике голосов, когда трудно разобрать, тенор или баритон, драмати­ческое сопрано или меццо-сопрано.

Исполнение песни даст возможность судить о музыкальности, выразительности и исполнительских задатках ученика.

После песни можно проверить весь диапазон голоса, т. е. опре­делить его полный объем, от самой низкой до предельно высокой ноты.

Диапазон можно выявить на упражнениях — пении трезвучий, поступенно расположенных нот, лучше на одном гласном звуке в сочетании со звонкими согласными, а также на попевках. Опре­деление диапазона следует начинать с его среднего участка, секвенционно (по полутонам) поднимаясь вверх и опускаясь затем вниз, или наоборот. При определении диапазона отмечают и переходные ноты. Если при этом переходы из одного регистра в дру­гой точно определить не удалось, то их выявлением следует заняться отдельно, предлагая петь переходные, а также рядом ле­жащие ноты.

Переходные ноты, характер звучания и объем головных, а так­же грудных нот имеют решающее значение для определения типа голоса.

При прослушивании песни и определении диапазона, обычно можно заметить один или несколько звуков, имеющих особенно свободное, естественное и красивое звучание. Это звучание при­нято называть примарным звучанием, а звуки с таким звучани­ем — примарными звуками. На них лучше всего проявляется тембр и тип голоса. Примарное звучание, кроме того, является отправ­ной точкой в воспитании голоса. Это основной признак для различения лирических, драматических и меццо-характерных голосов.

Моё
Моё

Спасибо, что прочитали статью! До новых уроков!