Все народы на Земле в недавнем прошлом прошли одним путём. Это был путь завоевания и утверждения себя в качестве мощной культуры, несущей как разрушение, так и созидание. Длина и начало этого пути были разные для всех, интенсивность и глубина менялись от страны к стране, но общая тенденция была одна. Давайте посмотрим на примере русского народа, как же оно было.
Русские чуть приотстали превратиться в серо-бурую кашу безвольного народа и «бриллиантов-стекляшек» в напудренных париках. Франция и Италия, Испания, да и прочие страны начали этот путь на полвека раньше. Но так или иначе, весь век 18 мы имели мультикультурное полуатеистическое бурлящее общество с крайне низкой моралью.
Национальная культура? Да нет. Забота о народе? Тоже в общем эпизодически. Роскошь, бурлящая в вычурных замках, да избы утлые вокруг. Попадались отдельные гении типа Ломоносова, которые в свободное время предавались пьянству и бою на шпагах из-за женщин.
При беглом взгляде на 18 век кажется будто инфантильные дети в напудренных париках правили странами, поллюционные подростки в гвардейских мундирах дрались на дуэлях, похотливые старики с маслянистыми глазами восседали в вельможных креслах. Блистательный, сытый абсолютизм. царил тогда в России, и в мире.
Но время идёт, общество меняется, и вот на престол России восходит большеголовый «рыдель», и как говорили современники – не совсем здоровый физически и умственно, да и может быть бастард. Что-то он начал копошиться, двигать фигуры какие-то, то мальтийский орден к рукам приберёт, то казаков в индию двинет, то борется с французской модой, прусскую возвышает, то к средневековью отсылки делает. Но это продолжалось не долго.
На престол взошёл его сын, по мнению некоторых - человек надменный, трусливый, по слухам отце- и цареубийца, да и по тем же слухам влюблённый в свою сестру, позже оставшийся бездетным с нелюбимой женой. Ужас, выродки, но выродки эти копошились. Иногда копошения эти становились настолько бурными, что и Польшу окончательно переварили и Париж без единого выстрела взяли. А потом, резко и в карьер. Вылупились из яиц романтизма Пушкины, Глинки да Гоголи и за какой-то десяток лет (под мудрым присмотром Государя Николая Павловича, примерного семьянина, хорошего инженера) создали основу для величайшей культуры мира. Ну а дальше Вы знаете – через Достоевских и дальше. Вплоть до лимоновых и Пелевиных, через Левитанов до Глазуновых, до Рахманиновых и «бронзового рока», от Лермонтовых до Гумилёвых. Да и сегодня заряд есть. И новые земли осваивать и северный морской путь продолжать развивать, даже Гагарин с Королёвым оказались реальны благодаря тому самому процессу.
Этот процесс шёл везде и циклично. Величайшая русская средневековая культура, достигшая своего пика незадолго до Смутного Времени медленно, и упорно хирела весь 17-й век. Дохирела до состояния бурлящей биомассы века 18-ого. И вот тут-то под мудрым оком Императоров и Императриц начало зреть нечто новое. Пока только формально русское, на русской почве. Но начиная с Государя Павла Первого, отлично понимавшего расклад сил и его сына, Александра Благословленного, очень тонкого и мудрого политика, сделавшего всю чёрную и грязную работы, выудившего самолично (с помощью верных соратников) из этой бурлящей биомассы подлинные зародыши роста новой русской культуры и передавшего безвозмездно своему брату Николаю I , который блестяще выполнил свою задачу, русская культура окончательно вернулась на нашу землю.
Конечно, процесс этот был долгий и не простой. И Пётр I и Екатерина II действовали не вслепую. Создание новой цивилизации требует времени и усилий. Многим приходится жертвовать, многое перерабатывать, что-то отбрасывать навсегда. Но важно выбрать верную точку опоры. И эта точка была. «Мы русские, какой восторг», - говорит генерал-фельдмаршал Суворов, верный слуга Екатерины, Пётр I буквально навязывает культ Александра Невского. Восемнадцатый век, с его вычурной и, казалось бы, чужеродной модой и порядками – это лишь ширма, для истинных процессов по формированию наций и переформированию старых культур.
Тоже было и во Франции, и, например, в Испании, в которой средневековая культура Кастилии и Арагона через боль и потери, через Карла II , сплавлялась в культуру единой Испании. Остатки англо-саксонской культуры пришлось задушить голландской армии, чтобы вырастить за 18 век стиль, который расцвёл под названием Викторианская эпоха, которая безусловно несла в себе и воспоминания о Тюдорах и Гептархии. Удивительные прекрасные мини-государства немцев пустили в мясорубку, протащили через казарму Фридриха Великого (там не только палки страшны, но и «древнегреческие» пристрастия), чтобы вновь черпнуть романтизм в ладони, умыться им и воссоздать единую немецкую нацию, породившую на рубеже 19 и 20 веков чудесные шедевры.
Но похоже, что механизм уничтожения и возрождения не остановим. Русские порадовались своему взлёту не долго, попали в мясорубку 20 века. Немцы тоже, их жевало с 1914 по 1945, а потом начало медленно переваривать и разлагать. Британцы начали стремительно загнивать с 80-х годов 20 века. У всех свой путь. Но итог всегда один. Сегодня все блистательные народы вновь засасываются и перевариваются в серо-бурую массу без прошлого. Эра толерантности, атеизма, бескультурья и откровенной пошлости наступает вновь. Только в отличии от 18 века, мы лишены культа героя, культа отчаянного подвига. Лишены не только чувства меры, но и чувства прекрасного.
И можно же порадоваться – сказать, да сейчас смутное время, но грядёт рассвет, вновь мудрые Государи выведут нас из этой биомассы, чтобы сотворить новые шедевры. Да, так оно и будет. Но уже не про наш мир сказка. Не на средневековые сказки баварцев и белокаменные церкви Нерли, не на Византию и Спарту, не на Христа и легенды о Беовульфе будут опираться «новые романтики». Нет. Основой нового мира, после того как клокочущая биомасса «без рода и племени» перестанет бурлить, станут сказки Кении, притчи Саладдина, эпос не про благородного разбойника Робин Гуда, а истории из Чикагского гетто. Не Апостол Пётр и изящные обнажённые нимфы вдохновят художников 22 века, а тверк и просветлённый ведист в третьем поколении. Не Фридрих Барбаросса, а Мартин Лютер Кинг.
То, что сегодня происходит – это не гибель человечества как вида, не умопомрачение. Это фазовый переход. Утопить всех в вареве протоплазмы, чтобы выплавить оттуда другое. И если 200 лет назад люди при своём культурном и национальном возрождении обратились к голосу Темзы, Рейна, Волги и Иордана, то сегодня обратятся совершенно к другим истокам. Культуры, которые развивались в Азии и Африке, сегодня объявляются самыми содержательными, их легенды, мифы и архетипы выставляются за образцы культурного кода, а поведенческие модели признаны за образцы.
В лучшем случае мы будем как забавный музейный экспонат, как сегодня ассирийцы и вавилоняне – странные мужики, который не пойми на каком наречии говорили и что-то там делали в своих зиккуратах, пройденный этап…
Конечно всё циклично и сегодня к нам возвращаются как раз эти призраки жрецов Мардука, требующие крови из абортариев и свального греха. И новый Вавилон они строить будут. Вопрос в другом, если сейчас мы станем музейными экспонатами, хватит ли у нас сил вернуться?
Артём Бирлов