Но история свидетельствует, что этот инструмент имеет и скрытую от современного секулярного сознания сторону — духовно-мистическую. Взращенный зверь неминуемо выходит из-под контроля и в итоге поглощает общность людей, которая его вырастила. Вот посыл, который видится в этой, первой, и все-таки самой главной, книге в жизни книге Олеся.
Когда общественный организм заболевает каким-нибудь очередным измом, в это общество посылается вестник, который предостерегает народ, сигналя о нависшей над обществом опасностью. В прежние эпохи, этих вестников называли Пророками. Принято считать, что пророки — это медиумы вещающие будущее. Но на самом деле — это люди из народа не облеченные ни внешней формой, ни полномочиями.
Истинного пророка отличает мужество и жертвенность в отстаивании высшей Правды. Слово может воевать — это оружие против химер в борьбе, казалось на невидимом фронте поле битвы, которая ведется в каждой человеческой душе. Пророки предлагают обществу рецепт исцеления общества из двух составляющих — отвращения от идолопоклонства и призывают к покаянию.
Из Святого писания знаем, что во времена распространения крайнего нечестия в Израиле при царе Ахаве "восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник" (Сир. 48, 1). Пророк мужественно и с великой ревностью противостоит культу Ваала, начало распространению которого было положено вскоре после смерти царя Соломона, когда его царство разделялось на Израиль и Иудею.
Цари Израиля, боявшиеся утратить власть, стремились оторвать свой народ от Иерусалимского храма. Такое отделение вело к забвению израильтянами Единого Бога и замене Его языческими богами. В Израиле уничтожилось богоучрежденное священство, и защитниками истинных понятий о Боге остались только пророки. Та ситуация очень напоминает нынешнюю ситуацию в которой оказались и Украина.
Илия пророк бесстрашно обличал царя-идолопоклонника и вышел победителем. «Что смотреть вы ходили в пустыню? Трость ли ветром колеблемую?», — вопрошает Господь учеников, говоря об Иоанне Крестителе. «Нет, скажу Я вам Пророка!». Хотя известно, что Иоанн Креститель не предсказывал будущего, а только призывал народ к изменению и покаянию. Вся история человечества сплошная иллюстрация того, что общество может благоденствовать лишь в ограде Заповедей Божиих, преступая эту незримую ограду, общество сбивается с пути и пожинает катастрофические последствия.
О чем хотел сказать Олесь? Даже не сказать, а ударить в набат и возопить к ослепшему обществу. О том, что культ Тараса Шевченко, которого за открытое богохульство однажды даже хотели арестовать - преступление против Второй Заповеди — «Не сотвори себе кумира»!
Олесь предостерегал общество о том, что безудержный культ Тараса, построенный на выбеленном, искусственно созданном, а потому лживом образе, имеющего мало общего с реальным прототипом приведет к большой беде, к большой крови. Не отдавай своих чувств, ума и сердца духу злобы и не попадай в рабство лживому идолу национальной гордыни — взывал он к читателю своей книгой.
Олесь точно подметил языческие корни культа Тараса:
«По вечерам я люблю выходить к памятнику Шевченко напротив Киевского университета, носившего имя князя Владимира. Тяжелый, со склоненной по-бычьи головой, с отвисшими усами Тарас напоминает идол языческого Перуна. Именно этого бога сверг в Днепр креститель Руси. Почему-то никому в голову не приходит символическая связь между этими событиями. Имени Владимира Университет лишили большевики. Они же установили культ Шевченко и этот перуноподобный истукан в сквере. Они же по-гайдамацки щедро оросили Украину кровью. Древний Перун словно воскрес в культе Шевченко».
В книге через иронию, умную насмешку, Олесь показал фальшивость вылепленного идола Тараса, но дьявол горд и по гордости страшно боится умной насмешки, и, конечно же, этого не прощает. В последние десятилетия попал в руки националистов идол Тараса стал питать демона национальной гордыни. Мы видели, как в 2014-м одержимая толпа закричала самоубийственный клич: «Украина по над усе!» (Украина превыше всего). То есть и превыше Бога!? Мы с Олесем были немного знакомы, последний раз виделись в Харькове на конференции в январе 2014 года, но ураган майдана тогда уже набрал силу и трагических последствий одними словами уже было не остановить.
Тогда в 2014-м Украина обрела свободу свободного падения в бездну. И с тех пор воронка кровавой свастики уже унесла в бездну десятки тысяч адептов. Но, заболевающее очередным измом общество, Бог без предупреждения не наказывает. Он обязательно пошлет вестника, который будет взывать, увещевать, предостерегать. Не силой авторитета, а силой слова и верностью стояния в Высшей Правде и кто прислушается к этому голосу, тот спасен будет, а ослушавшийся выберет путь к погибели.
Важно понимать, что борьба, развернувшаяся на Украине — это противоборство духовных сил. И Олесь, ведомый любовью к южнорусскому народу, заболевшему проказой украинства, принял вызов, не уехал из Киева. Он остался, чтобы вступить с набравшим силу унитарным циклопом украинства в смертельную схватку... И вышел победителем. Почему? Потому, что 16 апреля 2015 года убийцы Олеся расписались в собственном идеологическом бессилии.
Потерпев поражение в идейном противоборстве, они прибегли, как им казалось к испытанному, верному средству. Но они, не знают, что: «Если зерно падши в землю не умрет, то не даст плода». Слово правды не умирает! Слово Олеся, умноженное на тираж будет жить, и давать плоды. Его книги будут издаваться, и переиздаваться, осмысляться не одним поколением.
Конечно, пророкам открыты и контуры будущего. О чем нам говорил Олесь, какое будущее видел он? Он отчетливо видел, что сейчас народ южнорусский переживает Страстную Пятницу, впереди еще великая покаянная Суббота и воскрешение Малороссии! Отвратившись от идола украинства, южно-русский народ пережитое будет воспринимать как величайшую трагедию, как чернейшую страницу своей истории. И мы будем помнить, что первый удар по унитарному идолу национальной гордыни нанес именно Олесь.
Сергей Моисеев
Панихида по Бузине 17 апреля 2015 г: "он не только журналист но и пророк" -- слово Моисеев