Найти в Дзене

КАК научиться УПРАВЛЯТЬ своим ГОЛОСОМ, и для чего это нужно ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ЙОГИ?

Оглавление

Преподаватель – связующее звено знаний с человеком. От того, каким образом и насколько качественно они будут переданы практикующему - зависит усвоение данной информации и вся практика. Для качественной передачи знаний существует несколько инструментов. В том числе - голос и речь.

Делиться знаниями, а тем более направлять человека во время практики - это не просто рассказать какую-нибудь увлекательную историю товарищу, не требующую никакой особенной работы над подачей. Чтобы грамотно преподносить информацию, а также качественно провести занятие – необходимо научиться управлять своим голосом и речью.

Пожалуй, каждому из нас приятно слышать красивую речь с гармоничными интонациями, умело построенные цепочки слов, подкрашенные приятным тембром и произносимые в воспринимаемом нами темпоритме.

Но начинающему преподавателю йоги, а особенно не имеющему опыта в ораторстве и выступлениях на публике, это сделать не так уж просто, т.к. для гармонично построенной речи и грамотного озвучивания необходимо учитывать несколько факторов одновременно.

А именно - четыре «Т» (4«Т»).

Их легко запомнить:

- текст

- тембр

- тон

- темп

1. ТЕКСТ (Подготовка, прочтение, заучивание, проговаривание вслух, слова-паразиты).

Очень важно, что именно преподаватель говорит, какие слова подбирает для выражения своих мыслей в лекции и для ведения человека в процессе практики, как выстраивает предложения. Крайне сложно управлять своим голосом и следить за другими составляющими своей речи, если человек теряется в процессе подачи информации, постоянно теряя мысли и пытаясь подобрать слова.

Поэтому для того, чтоб грамотно откорректировать другие составляющие, человек должен четко понимать - ЧТО он будет говорить. Поэтому к каждой лекции, к каждому занятию необходимо готовиться . Для начинающих преподавателей особенно. Импровизация хороша – когда есть опыт и наработки в выступлениях и много знаний в данной области, а т.к. большинство начинающих преподавателей не подкованы ни одним, ни другим, следует более основательно подойти к вопросу подготовки текста.

-2

Текст нужно заранее написать и выучить, или как минимум - несколько раз прочитать. Прочитать именно вслух, для того, чтоб на физическом уровне тело также запоминало произношение, и дикция была более четкая, т.к. в процессе волнения дикция значительно ухудшается. Чем лучше подготовлен текст, а если уж и заучен - тем меньше в вашей речи будет слов-паразитов, которые появляются в нашей речи в моменты волнения. Когда пункт «текст» проработан – можно заниматься отстройкой управления голоса.

2. ТЕМБР (Понижение, повышение, подключение диафрагмы).

Каждый из нас от рождения наделен определенным тембром голоса. Изменить тембр голоса возможно - на несколько тонов повысив или понизив его, но для этого требуется специальная работа с педагогом по отстройке голоса, а вот самостоятельно возможно немного его отстроить, чтоб он был более благозвучным.

Тем, кто связан с музыкой, учился петь – знают техники правильной подачи и регулирования голоса. Но для людей, не имеющих музыкального опыта, не так просто это отрегулировать, ведь мы не слышим себя со стороны и не понимаем, КАК звучит наш голос.

Но есть несложные техники, доступные для каждого: если голос слишком высокий, то подбородок нужно слегка опустить вниз – и голос будет чуть ниже, и наоборот, если голос слишком низкий – подбородок чуть приподнять, и голос станет чуть выше. Также нужно учиться звук подавать диафрагмой, а не говорить только с помощью связок, потому что, если их перенапрячь, через несколько минут говорить станет намного труднее, и регулировать тембр будет просто невозможно.

Практика йоги помогает научиться работать диафрагмой, а это просто необходимо начинающему преподавателю йоги в работе со своим голосом. Невозможно долго слушать слишком высокие ноты, и, порой, слишком низкие долго не воспринимаются. Поэтому, отрегулировав свой тембр, приблизив его к среднему – насколько это индивидуально возможно, можно быть услышанным наибольшей частью аудитории.

В обычной жизни большинство из нас привыкли говорить только с помощью связок, поэтому, чтоб подключать диафрагму при разговоре – нужно этому тренироваться. А когда и как? - В обычной повседневной жизни. Ведь чем более это станет для нас естественным, тем меньше придется контролировать в отдельных особенных случаях.

К тому же, когда мы подключаем диафрагму – голос становится более глубоким и благозвучным. Поэтому это очень полезный навык. И диафрагмальная подача поможет голосу быть более звучным при демонстрации асан во время практики йоги и направления голосом занимающихся. В большом помещении приходится говорить громче, и голос соответственно уходит в более высокие ноты. Здесь уже сложнее его регулировать, но тренировка и диафрагма в этом также помогут.

3. ТОН (Интонации, паузы, мимика, дикция, громкость).

Тон окрашивает слова, придет им нужный оттенок, а от окрашивания слов интонациями зависит и то, КАК они будут восприняты. Говорить с выражениями могут многие, но не все. Да и когда мы говорим с выражением? Когда рассказываем что-то, трогающее нас. Когда же мы рассказываем заученный текст, или нас вдруг настигло волнение, говорить с выражением очень непросто.

Здесь поможет проговаривание текста вслух и рассуждения на озвученную тему, а во время лекции рассуждения со слушателями помогут немного перевести дух и собраться с мыслями дальше. Чтоб окрасить интонацией некоторые слова – мы поднимаем ноту или опускаем ее. Поэтому, конечно, говорить весь текст на одной ноте в однотонном режиме – ни в коем случае нельзя. На такой подаче мало кто усвоит информацию, а некоторые слушатели могут и заснуть.

Поэтому нужно стараться выразительно произносить слова, соблюдая в голосе знаки препинания, меняя нотки - только так они станут интересными и воспринимаемыми. Но также здесь имеют значения паузы. Ведь пауза – это своего рода тоже интонация, окраска слова, придание значения сказанному. Говорить красиво - с выражением, но без пауз – невозможно. Также для регулировки тона имеет значение ваша мимика. С остолбеневшим лицом крайне сложно говорить выразительно.

-3

Ведь выражение – это и взгляд, и повороты головы, и движение бровями, и хорошая дикция. А хорошая дикция также невозможна, если рот всего лишь слегка открывается и не двигается никак иначе. Соответственно, чем ярче мимика, тем более разнообразными будут окраски ваших слов. Но здесь тоже важно соблюдать золотую середину. Если чрезмерно использовать мимику - можно настолько увлечь слушателей, что они в итоге и не услышат того, что вы произносите, уходя в интересное кино вашего лица. Поэтому просто нужно постараться не быть статуей, но и не становиться комиком.

Что касается тона в процессе практики йоги, то здесь также важна окраска голоса в зависимости от того, что выполняем. Более уверенный и слегка даже напористый тон допустИм, например, когда нужно придать практикующим силы при выполнении силовых асан, и в более мягкий - когда человеку, например, тяжело что-то делать, чтоб он почувствовал некую поддержку в самом тоне. Или когда подошло время Шавасаны (позы расслабления) - тон тоже должен становиться более мягким, размеренным и спокойным. Это также можно натренировать, читая или рассказывая что-то вслух.

При направлении людей во время практики также важна хорошая дикция, т.к. в процессе движения говорить гораздо сложнее, а мышцы лица непременно помогут с этим справиться. Громкость также придает окрас словам и привлекает внимание. Здесь тоже нужна золотая середина: всю лекцию читать на повышенном тоне – напряжет аудиторию, а слишком тихо в пониженном тоне – утомит.

Поэтому само «выражение» и подразумевает в том числе разную громкость слов. Но вся лекция должна быть гармоничной, поэтому нужно подобрать соответствующую громкость для всей лекции, исходя из: количества слушателей, расстояния на котором они от вас находятся, и от размера и структуры помещения. А это нужно делать желательно ДО начала занятия или лекции, придя в помещение, или же в самом начале мероприятия отстроить за несколько минут.

В маленьком помещении чуть проще – говорить можно не так громко, что значительно легче и что расширяет возможности для интонаций, а в большом помещении проходится увеличивать громкость, что сужает варианты для разнообразия нот. Подобрав оптимальную громкость, можно уже регулировать ее - уходя в некоторых словах чуть ниже, а в некоторых - чуть выше, выделяя их и делая более выразительной вашу речь.

4. ТЕМП (Регулировка скорости, выражение, паузы).

Считается, что скорость речи зависит от скорости мыслей. Слишком быструю речь не воспринимают люди, которые сами говорят медленно, потому что их скорость мысли не успевает за скоростью речи говорящего. И наоборот – слишком медленную речь не могут выдержать люди с высокой скоростью мышления, и пока кто-то очень медленно повествует, они успевают заскучать, многое передумать и улететь мыслями в далекие дали.

А во время практики, при слишком быстрой речи - занимающиеся будут теряться, а если слишком медленно говорить, то за практику можно выполнить только часть подготовленного комплекса и помешать людям погрузиться в свои ощущения, пока вы долго заканчиваете простую мысль. Но средний темп речи вполне хорошо воспринимается и одними и другими, и, конечно - большинством.

Поэтому темп своей речи нужно стремиться сделать средним: если он слишком медленный – научиться говорить чуть быстрее, если слишком быстрый – научиться замедляться.

Увеличивать скорость поможет хорошо подготовленный материал, прочитанный многократно вслух при подготовке, а также скороговорки. Замедлить речь помогут более выразительные интонации, а также паузы. Но и для этого нужно тренироваться вслух. И сама практика йоги учит замедляться, что со временем также поможет людям с высокой скоростью речи - говорить более умеренно. Также очень полезно записывать себя на диктофон при проговаривании подготовленного материала. На записи сразу будет понятно, какая регулировка нужна Вашему голосу.

Звучит все это слишком сложно, но на практике это все вполне реально сделать. И для того, чтоб это осуществить – нужно тренироваться.

-4

Отдельно хочется выделить важную составляющую, влияющую на все. Это - ВОЛНЕНИЕ. Во время первых занятий и лекций преподаватель испытывает немалую тревогу. Голос может дрожать или быть неуверенным и тихим. Ведь в момент волнения человек подсознательно, а иногда и осознанно, больше всего хочет стать незаметным и уйти из поля внимания окружающих.

Для преподавателя йоги совершенно не нужны излишнее красноречие и излишняя самоуверенность и нарциссизм, которым болеет немалая часть красноречивых ораторов. Для преподавателя йоги достаточно быть просто спокойным. А спокойствие дает уверенность. Уверенность же дает опыт.

А на первых порах ваша уверенность - это качественная подготовка, т.е. тренировка говорить: как вы будете говорить, что вы будете говорить. Отработанное много раз действие - в моменты волнения поможет не потеряться в окружении внимающих, а предварительное проговаривание вслух всех действий в практике, поможет не забыть – какую асану по плану вы планировали сделать следующей. Ну и тело, конечно, подскажет, ведь если вы на пути йоги – значит, вы слышите и чувствуете свое тело все лучше и лучше.

Решил я йогу вам преподавать -
Реализуется призвание покорно,
И чтобы знания достойно передать -
Над речью с голосом работаю упорно.
Я написал уже отличный ТЕКСТ -
Его вслух, словно мантру, повторяю,
Вот в ТЕМБРЕ чувствую уже прогресс-
Слегка лишь подбородок опускаю.
Мой ТОН намного интересней стал
В десятой записи в уставшем диктофоне,
Я чувствую, как зал бы мне внимал -
Так много нот созвучных в моем тоне.
Я ТЕМП умерил быстрой речи свой,
И даже паузы мне слышатся местами,
Здесь главное – не дать, волнуясь, сбой,
Чтоб паузы не слились со словами.
Четыре «Т» в сознании держу -
Они помогут выступить успешно,
Я в лекции об этом расскажу…
Когда-нибудь - и в нашем ОУМ, конечно :)

© Верточе, Свидетельство о публикации №121041604143

Каждый успешный оратор стал успешным оратором, благодаря тренировкам. И даже опытный лектор перед самим выступлением тренирует дикцию, разрабатывает мышцы лица и настраивает голос. Каждый может научиться доносить до людей информацию и грамотно направлять их, нужно только НАЧАТЬ это ДЕЛАТЬ. Успехов!

Автор статьи и стихотворения: Преподаватель ЙОГИ и МЕДИТАЦИИ Натали Че (ВЕРТОЧЕ)

Понравилась статья? ПОСТАВЬ ЛАЙК и Делись этой статьей с друзьями.

ПОДПИСЫВАЙСЯ НА КАНАЛ АВТОРА на Дзене

(в инстаграм @yogastih )

Если Вы являетесь преподавателем йоги - Вы можете разместить свою статью или практику, а также анонсировать свои мероприятия и в Инстаграм ЙОГАСБОРНИКА

Канал по МЕДИТАЦИИ в телеграм

Надеюсь, эта статья оказалась полезной для Вас и придала уверенности и желания развиваться и работать над собой.

Благодарю за внимание, а также за ЛАЙКИ, КОММЕНТАРИИ, РЕПОСТЫ и ПОДПИСКУ❤️