Спойлеров не будет, читай спокойно!
"Джентльмены" были костюмированным балом с гопниками, на который забыли позвать сценариста мероприятия. "Меч короля Артура" рассказывал про ту же гопоту, только в средневековых декорациях, и это было мучительно скучно. Про "Аладдина" хочется забыть и сделать вид, что его вообще не было. Это всё к тому, что "Гнев человеческий" для меня не был ожидаемым фильмом, ибо картины горячо любимого Гая Ричи давно перестали доставлять удовольствие. Но... Дамы и господа, это прекрасно. "Гнев человеческий" – это не только лучшая работа Ричи за долгое время, но и одна из лучших работ Стэтхема. И никакого мелкого бандитизма.
Первые несколько минут фильма: происходит нападение на инкассаторскую машину, её грабят и по ходу убивают несколько человек. В следующей сцене нам показывают Стэтхема, который приходит устраиваться в эту самую охранную компанию. Ему говорят, что на должность он подходит, но предупреждают, что работа стала опасной – недавно произошёл инцидент, и были жертвы. Герой говорит, что его это не пугает. Работа есть работа...
И первое, что надо сказать – это не похоже ни на один фильм в карьере Ричи. Ближайшая ассоциация возникает с шикарным "Револьвером" – в "Гневе человеческом" так же сделан упор на атмосферу повествования. Из простой по своей сути истории, которая могла быть обычным боевиком с элементами драмы, режиссёр слепил что-то эпохальное. Эмоции, которые движут главным героем, здесь выведены на уровень мифологической одержимости, когда какая-нибудь Немезида могла карать своим пламенным мечом злобных тварей, не заслуживающих милосердия. И вы смотрите фильм не с типичным ощущением расслабленности, когда Стэтхем методично крошит в салат противников, а с таким напряжением, что хочется сесть на самый край дивана.
Не последнюю роль в этом процессе играет саундтрек. Почти всё время за кадром слышны жёсткие, зловещие звуки виолончели, а когда вам ещё и показывают суровое лицо героя, его праведный гнев начинает сочиться с экрана. Операторская работа и свет создают потрясающую мрачную обстановку, которая ещё сильнее подкрепляет чувство, что мы вслед за героем осуществляем сошествие в преисподнюю. Некоторая предсказуемость сюжетных ходов полностью компенсируется тем, что вы видите. Это не то кино, которое будет вас удивлять, оно из разряда картин, которые смотришь ради погружения в мир истории.
Ясно, что Гай Ричи окончательно определился со своей аудиторией. Он снимает кино для мужчин, которым жмёт тестостерон, а в тех, кому не жмёт, пробуждает похожие чувства. Режиссёр отвлёкся на какое-то время на Мадонну, а потом на блокбастеры про Шерлока, но затем, начиная с "Агентов "А.Н.К.Л." начал создавать фильмы, где всё, включая юмор ниже пояса, работает на создание чисто мужской энергетики. Несмотря на все толерантные тенденции, феминисткам в его фильмах по-прежнему места нет, за что большое спасибо. И отдельное – за афроамериканцев. В "Гневе" их хватает не только на положительных, но и на отрицательных персонажей, что создаёт тот самый нормальный баланс сил, когда может погибнуть любой персонаж.
Единственным минусом могу назвать то, что Ричи под конец всё-таки ушёл с намеченного пути. Чтобы не выдавать сюжет скажу, что история в какой-то момент резко меняет вектор развития, и становится несколько более приземлённой. Если бы режиссёр пошёл до конца, и сохранил созданную в первой половине атмосферу, этот фильм можно было бы назвать настоящим жанровым шедевром. А так получился просто хороший фильм, который даже можно будет с удовольствием пересмотреть. Что уже немало, особенно в наше время.
Пиши, что думаешь, ставь лайк и подпишись на канал, чтобы Стэтхем и Ричи больше работали вместе!
_______
Пресс-показ фильма прошёл в кинотеатре "Мираж Синема"