Найти тему

Модульный научно-исследовательский: что будет уметь катамаран "Пионер-М"

Средне-Невский судостроительный завод приступил к активной фазе постройки научно-исследовательского судна (НИС) "Пионер-М" проекта 25700, его корпус уже сформирован. Об этом "Технологии машиностроения" сообщили в пресс-службе верфи. Судно спустят на воду в течение года. Журналисты издания выяснили, какие возможности получит новое судно и как оно поможет отечественной науке. О функционале "Пионера-М" изданию рассказал доктор технических наук Дмитрий Колодяжный (в 2015-2020 годах занимал пост вице-президента по техническому развитию в Объединённой судостроительной корпорации).

НИС "Пионер-М" проекта 25700
НИС "Пионер-М" проекта 25700

БЕЗЭКИПАЖНОСТЬ
Помимо обычных научно-исследовательских функций суда проекта 25700 создавались с учётом идеологии безэкипажного судовождения (БЭС), отметил собеседник издания.

"В дальнейшем "Пионер-М" можно использовать как тестовую платформу для отработки различных алгоритмов и элементов безэкипажности", — сказал в беседе с журналистом "Технологии машиностроения" Дмитрий Колодяжный.

Как сообщил в январе 2020 года проректор Севастопольского госуниверситета Максим Евстигнеев, специалисты университета планируют оснастить "Пионер-М" специальным оборудованием, обеспечивающим его автономное плавание без экипажа.

Перспективы развития безэкипажного судовождения. Презентация Крыловского государственного научного центра
Перспективы развития безэкипажного судовождения. Презентация Крыловского государственного научного центра

Параллельно в России ведётся ряд исследований по масштабированию БЭС на более крупные суда. Так, реализуется опытно-конструкторская работы "БЭС-КФ" (разработка единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота различного назначения). В рамках этой ОКР отрабатывается беспилотное управление танкером, сухогрузом и самоходной шаландой. Технологии для проекта разрабатывают АО "Кронштадт Технологии", АО "ЦНИИ "Курс", СПбПУ (Политех),АО НПП "АМЭ", АНО "Отраслевой центр МАРИНЕТ", ООО "Зебрейнс", ООО НПК "Импульс" и ООО "Морское грузовое бюро".

МОДУЛЬНОСТЬ
Как рассказал "Технологии машиностроения" Дмитрий Колодяжный, "Пионер-М" спроектирован по модульному принципу.

"Это судно-носитель: все лаборатории встраиваются в него в виде отдельного контейнера, при этом направленность лаборатории может быть любой: от ботаники до подводной археологии, — отметил собеседник издания. — Робототехника, геология, морские биоресурсы, экологические изыскания — модульный "Пионер" справится с любой из задач. Как планируют учёные СевГУ, для головного судна готовят сразу несколько модульных лабораторий различного назначения".
Чертёж "Пионера-М" (ОСК-Технологии)
Чертёж "Пионера-М" (ОСК-Технологии)

Принцип модульности активно применяется не только в крупных боевых кораблях, но и в небольших судах. Так, судостроители "КАМПО" создали линейку многофункциональных модульных катеров проекта 23370/23370М.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Дмитрий Колодяжный особо отметил универсальность судна:

"Если крупные НИС нужны под определённые задачи и в морской зоне, малая размерность "Пионера-М" позволит ему обеспечить потребности научных, образовательных и других учреждений на региональном уровне".
"Этот продукт однозначно займёт свою нишу и подойдёт для целого ряда предприятий и организаций. Опять же, благодаря своей универсальности. Определённая потребность в серийном производстве уже есть", — резюмировал Колодяжный.
-4

"ПИОНЕР-М" — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Проект "студенческого" модульного многофункционального научно-исследовательского судна зародился в 2015 году в Севастопольском государственном университете, где создали Центр морских исследований и технологий. Новой структуре понадобилось своё НИС — его решили создать самостоятельно, широко привлекая учащихся.

К созданию самого НИС и мобильных лабораторий на его базе привлекли около 50 студентов из восьми российских вузов.

"Пионер-М" получил одобрение в Минобрнауки, Объединённой судостроительной корпорации и в 2016 году вошёл в лидерский список Агентства стратегических инициатив.

Одно из первоначальных изображений НИС
Одно из первоначальных изображений НИС

21 июня 2016 года судно презентовали президенту РФ Владимиру Путину. Его заинтересовало беспилотное управление:

"Это очень важное направление. В некоторых странах такие проекты не на бумаге, а уже реализованы, и такие беспилотные суда приняты на вооружение, — сказал президент. — Я обращаю внимание на то, что это может быть проектом двойного назначения".
Проект "Пионера-М", выполненный "Компан Марин" (не реализован)
Проект "Пионера-М", выполненный "Компан Марин" (не реализован)

К проектированию судна на начальном этапе привлекли ЦКБ "Коралл" (2017), затем — "Компан Марин" (2018), конструкторы которой создали технический проект. Затем проектированием занялись специалисты "ОСК-Т" (2019-2020), отдельные работы выполняли в ЦМКБ "Алмаз". Судно заложили 21 мая 2019 года на СНСЗ. Позднее, в июле 2020-го, глава ОСК Алексей Рахманов доложил президенту России о завершении проектирования "Пионера-М".


Чертёж "Пионера-М" (ОСК-Технологии)
Чертёж "Пионера-М" (ОСК-Технологии)

СПРАВКА:
"Пионер-М" проекта 25700 — маломерное научно-исследовательское судно катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. Предназначено для комплексных исследований морской прибрежной акватории. В его создании применяется новая методология проектирования, в том числе системы управления жизненным циклом изделия.

Формирование корпуса НИС "Пионер-М" на СНСЗ
Формирование корпуса НИС "Пионер-М" на СНСЗ

Судно строится для выполнения широкого спектра комплексных научно-исследовательских работ в прибрежных районах Черного моря, в том числе океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических и водолазных работ. Многофункциональность реализуют за счёт модульной системы научных лабораторий контейнерного типа, используемых поочередно. Проект предполагает круглогодичную эксплуатацию судна в акваториях Черного и Азовского морей с удалением от места убежища до 20 морских миль.

Номер проекта, 25700, соответствует длине судна — 25,7 м; ширина — 9,1 м, высота борта на миделе — 3,1 м, осадка с винтами — 1,5 м, водоизмещение — 82 тонны. Мощность силовой установки — 2*246 кВт. Площадь солнечных батарей — 35 квадратных метров. Скорость — 10 узлов (максимальная)/8 узлов (эксплуатационная), автономность — 6 суток, дальность хода по запасу топлива — 500 миль, мореходность — 3,5 баллов. Экипаж — 4 человека, научный персонал — 8 человек.

-9

Редакция благодарит за помощь пресс-службу Средне-Невского судостроительного завода.