А вдруг перехвалю? Скажу - зазнается и вообще перестанет делать!
Похвала - ОЦЕНКА.
В детстве любая родительская оценка, и плохая, и хорошая - есть дорожная разметка, по которой человек ориентируется, туда он идёт или нет, плохой он или хороший, правильно делает или нет.
Если нет оценки действиям (родитель молчит или игнорирует) - не ясно, так я делаю или нет, еду дальше вслепую и "на авось".
И тут 2 самые печальные ситуации для ребенка:
1. Разметка странная: одни знаки "СТОП".
Тут ты плохо сделал, криворукий.
Так не говори/не делай.
Это было так себе, ну не блестяще.
Ты конечно, молодец, но в следующий раз постарайся лучше.
А что было хорошо?
Где сильные стороны?
Как именно сделано правильно?
Нет разметки...
Тыкайся дальше, дорогой, как слепой котенок. Угадывай.
2️. Разметка все время меняется:
родители нестабильно оценивают.
Сегодня "3" - трагедия и большой скандал. А завтра это пропустят мимо и скажут "ну и ладно!"
Сегодня помыл посуду - "сынок, ты молодец!". А завтра отдраил всю квартиру - и молчок ("он и так должен это делать, что, хвалить каждый раз?").
Кстати, чаще всего такая оценка зависит от настроения родителя, а не от реальных действий.
Итак, записываем на подкорку:
- Расставляем не только знаки СТОП (как нельзя), но и знаки МОЖНО и МОЛОДЕЦ/СУПЕР!
- Не меняем правила движения по ходу, придерживаемся одних: сами их запоминаем.
- Учимся быть стабильными и не сильно зависеть от настроения.
Вас достаточно хвалили в детстве?
Кто дочитал, отметьте смайлик в комментариях)