В основе самого знаменитого произведения Шарлотты Бронте лежит роман между Джейн и мистером Рочестером. Это история любви, выходящая за пределы времени. Любая экранизация книги Бронте может быть настолько хороша, насколько хорошо справляются с задачами главные актёры. Какая пара в кино лучше всего демонстрирует отношения между искренней Джейн и благородным Рочестером? Мы рассмотрим динамику отношений главных персонажей в 5 адаптациях.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал "MR Creator", чтобы быть в курсе новых публикаций.
5. Джейн Эйр (1997) Саманта Мортон и Сиран Хайндс
Чтобы оценить "Джейн Эйр" Роберта Янга, нужно время. Саманта Мортон с присущим ей покоем - прекрасная Джейн Эйр, которая излучает веселье. Её глаза блестят от удовольствия в присутствии мистера Рочестера.
В книге после детства, полного насмешек и страха, взрослая Джейн прощает умирающую тетю. Но её поездка в Гейтсхед к тёте в фильме не фигурирует. Хотя аудитория улавливает доброту Джейн в интерпретации Мортон, мы не видим всей силы духа главной героини и скучаем по её щедрости.
Резкий, а порой и откровенно жестокий Киран Хайндс мистер Рочестер является абсолютной противоположностью Джейн. Мистер Рочестер, как известно, капризен, но в этой версии он враждебен с Джейн. Он кричит на неё, потому что понимает, она его бросит, когда Джейн узнает о жене Эдварда Берте. Затем он крепко обхватывает ее за руки, а Джейн избегает его взгляда.
Хотя у этой версии есть свои недостатки, её стоит посмотреть не раз, чтобы составить полноценную оценку. В каком-то смысле самая низменная версия Хайндса действительно уязвима и достойна сожаления. Он вызывает вопрос, действительно ли симпатичен этот герой. Таким образом, фильм Роберта Янга даёт пищу для размышлений фанатам Бронте, которые уже решили, кто лучше всего играет мистера Эдварда Рочестера.
4. Джейн Эйр (1983) Зела Кларк и Тимоти Далтон
Этот 11 серийный мини-сериал Джулиана Эмиса на BBC с размеренными диалогами и длинными кадрами кажется таким же интимным, как постановка. Данная адаптация отличается от других тем, что в ней подробно исследуется детство Джейн в поместье её тети, Гейтсхеде. Единственная сострадательная фигура в её жизни - Мария Темпл, добрая учительница в Ловудской школе. Присутствие Марии в сериале является неотъемлемой частью понимания зрителями развития Джейн как личности.
Джейн Зелы Кларк уравновешенна и любезна. Её лицо - это открытая книга, её глаза, кажется, всегда на грани слез.
Наиболее впечатляющим является изображение Тимоти Далтоном темпераментного Эдварда Рочестера. После официальной встречи с Джейн Рочестер недоброжелательно заявляет, что у неё недостаточно навыков и опыта, чтобы хорошо рисовать. Джейн не спешит, но быстро берёт альбом для рисования, который Рочестер бросает ей.
Мистер Рочестер раскрывает Джейн свою историю моральной слабости в шекспировском монологе. Фокус постепенно сужается на лице Далтона и улавливает каждую сардоническую причуду его рта.
Далтон демонстрирует свой актёрский диапазон, когда он одевается как цыганский гадалка, сцена взята прямо из романа. Его голос становится пронзительным, он закрывает лицо и дразнит Джейн. Другие режиссёры и актёры сторонились этого момента. Решение сохранить эту сцену позволяет заглянуть во врождённое легкомыслие мистера Рочестера.
Некоторым сериал может показаться старомодным без великолепных визуальных элементов более современных адаптаций. Эмис уделяет больше внимания диалогам и динамике персонажей, что делает адаптацию особенно подходящим выбором для тех, кто читал и любил роман Бронте.
3. Джейн Эйр (2011) Миа Васиковска и Майкл Фассбендер
Киноадаптация режиссёра Кэри Фукунаги, несомненно, великолепна, но компактный характер художественного фильма означает жертву глубиной изображения актёров. Миа Васиковска и Майкл Фассбендер пересекаются в тёмных коридорах с каменными стенами и тускло освещённых комнатах Торнфилд-холла. Район с кадрами серого вереска на возвышающихся вересковых пустошах и декорации фильма буквально погружают зрителей в знойный холод северной Англии.
Джейн и мистер Рочестер в исполнении Васиковской и Фассбендера не так впечатляют. В романе мистер Рочестер изначально представляет себя гордым, угрюмым и, как описывает Джейн, "суровым до неполноценности во всех смыслах". Однако время обнажает коммуникативного человека, который "любил открывать уму, не знакомому с миром, проблески его сцен и путей".
Мистер Рочестер разделяет с Джейн чувствительность, которая в конечном итоге обращает к нему её сердце. Фассбендер подчиняется холерическому темпераменту мистера Рочестера и отказывается развиваться вместе с историей.
Васиковска такая же сдержанная, как и ее корсетная талия. Джейн Эйр уравновешена, но изображение Мии определенно сурово. Джейн Бронте не такая простая и непонятная, как думают другие. В романе в ней есть огонь и разум, о чём свидетельствует её способность держаться за себя, шутя с мистером Рочестером.
К сожалению, простота словесной перепалки не так хорошо транслируется на экране; зрители не видят, как двое равных по интеллекту слились друг с другом благодаря взаимному чувству юмора. Скорее, холодный мужчина внезапно признается в любви к загадочной женщине.
Отношения Джейн и мистера Рочестера достигают резкой кульминации, потому что публика лишается полностью воображаемого романа, который Шарлотта Бронте курировала для своих читателей. Несмотря на эти недостатки, Миаи Майкл- отличные персонажи в готической стилизации Кэри Фукунаги, а потрясающие визуальные эффекты во многом помогают сделать эту адаптацию неотразимой.
2. Джейн Эйр (1996) Шарлотта Генсбур и Уильям Хёрт
Мрачный фильм Франко Дзеффирелли мастерски передаёт атмосферу одинокого детства Джейн и тревожный опыт в Торнфилд-холле. Молодая Джейн Эйр Анны Пак сразу же завоёвывает всеобщее внимание. Когда ей сказали, что её перевели в Ловудскую школу, она безмолвно сопротивлялась. Для такого маленького ребёнка она обладает мужеством убеждённости, которое определяет её как персонажа.
Эта адаптация изменяет сцену из романа, в которой Джейн случайно роняет свою доску. В фильме болезненная подруга Джейн Хелен стрижется, когда школьный директор мистер Броклхаст обнаруживает её без кепки. В знак солидарности Джейн выходит вперёд и требует, чтобы её длинные волосы тоже были сострижены. Хотя этот момент не взят напрямую из книги, его включение - сильное знакомство с одноименной героиней.
Версия Рочестера менее подвержена словесным тирадам и резким шуткам, чем его персонаж в книге. Хладнокровие характера соответствует строгости Джейн, на которую он заявляет:
"У вас вид маленькой монахини: странный, тихий, серьёзный и простой".
В фильме Джейн только предстоит долгая поездка на автобусе в Гейтсхед, где она знакомится с Сент-Джоном Риверсом. Развитие этих отношений короткое и ничем неприметное. Дикие набеги Джейн на вересковые пустоши - знаковое проявление её страданий, когда она отходит от своей единственной настоящей любви. Без него фильм теряет экспозицию ключевых персонажей.
Возвращение Джейн в Торнфилд побуждает мистера Рочестера встать со своего уединенного стула - хотя и опасно - с тростью. Пара поддерживает друг друга и разделяет долгожданный и страстный поцелуй. Их объединение снова в конце фильма - сладкое примирение между экраном и страницей.
1. Джейн Эйр (2006) Рут Уилсон и Тоби Стивенс
4 серийная адаптация Сюзанны Уайт на BBC доказывает, что истории действительно могут процветать, если их рассказывать в определённом темпе. Поклонники творчества Бронте будут удовлетворены мини-сериалом с Рут Уилсон в главной роли Джейн Эйр и Тоби Стивенсом в роли мистера Рочестера.
Большая часть сценария взята непосредственно из романа. Имея достаточно времени для развития сюжета, ведущие актёры придают форму более детализированных версий своих персонажей.
Рочестер Стивенса - это тот капризный байронический герой, которого задумывала Бронте. Он демонстрирует "дружескую откровенность", которая делает мистера Рочестера разноплановым персонажем.
Джейн Эйр наблюдательна и остроумна. Она разжигает ревность мистера Рочестера ради собственного развлечения, рассказывая о времени, проведенном с Сент-Джоном Риверсом. Когда Эдвард спрашивает, намного ли он красивее его, Джейн отвечает:
"Он намного красивее вас. И он, конечно, намного лучший христианин, чем вы."
Персонаж Джейн Эйр представляет любовь как высшую силу, которой обладают два человека с совместимыми и неразлучными духами. Какую бы версию вы ни выбрали для просмотра, классика Бронте является неотъемлемой частью нашего культурного ландшафта, которую следует и дальше анализировать, наслаждаться и адаптировать.
А какой фильм понравился вам больше всего? Оставляйте ответы в комментариях и делитесь статьёй с друзьями.
Читайте также:
Топ-5 российских детективных сериалов достойных внимания
Интересные факты о Сандре Буллок: первые пикантные фильмы, начало карьеры и дальнейшие успехи