Найти тему
Как устроено ТВ

Как попасть на кладбище телеканала

Во всех телекомпаниях, где я работал был видеоархив. И везде он складывался из двух составляющих: системы каталогизации и технологии хранения. Раньше это были полки с кассетами (а у кого-то и с бобинами) и журналы с описанием содержания видеозаписей. Сейчас это различные системы файлового хранения и базы данных, хранящие всевозможные сведения об архивных материалах.

Джентльменский набор архивариуса начала XXI века
Джентльменский набор архивариуса начала XXI века

Был очень удивлён, когда узнал, что архив телекомпании сами телевизионщики называют кладбищем (смотри статью "Жаргонизмы и забавные профессионализмы на телевидении"). Пожалуй, отчасти с этим соглашусь. Архив превращается в "кладбище", когда он плохо организован, когда есть только название и дата съемки или выхода в эфир. И ходишь потом по "могилкам", вспоминаешь, кто и где лежит... Бывает еще хуже, когда вообще нет никакой информации о материалах, но тогда это уже просто свалка, а не архив.

Как же попасть на это "кладбище"?

Расскажу, как организована технология архивирования материалов в нашей телекомпании.

Есть несколько типов материалов, подлежащих хранению в архиве:

  1. Исходные материалы. Это кладезь телекомпании. В будущем именно эти съемки, которые не редактировались, могут стать самыми ценными при создании каких-либо новых телепередач.
  2. Готовые фильмы, программы и сюжеты. То, что вы видите по телевизору и в сети - смонтированные видеоролики с озвучкой, графикой, титрами и прочими спецэффектами. Часть из них приходится хранить для различной отчётности (не всегда информация в этих материалах может быть интересна в будущем), другую часть храним для потомков.

В зависимости от целей хранения, материалы попадают на различные средства их хранения. Съёмки, которые нужны нам для производства программ сейчас, попадают на оперативное сетевое файловое хранилище. Оно у нас не очень большого объема, на две-три недели хранения, но с самым скоростным доступом по сети. С ним работают все и одновременно. И журналисты, и монтажёры, и выпускающие. Здесь творится наш "эфир".

Важно обеспечить высокую скорость компьютерной сети для работы с видео!
Важно обеспечить высокую скорость компьютерной сети для работы с видео!

Материалы, которым нужно полежать подольше (год, два), занимают своё место на менее скоростном, но более ёмком файловом хранилище.

Сетевое хранилище данных на "жестких" дисках
Сетевое хранилище данных на "жестких" дисках

И, наконец, "нетленки". То, что нужно хранить вечно :) Мы записываем такие материалы (также в виде файлов) на особые накопители, гарантирующие хранение на протяжении более 50 лет. Я знаю два типа таких систем хранения - одни используют ленту, другие - оптические диски. Наша - на дисках.

Оптическая система хранения данных
Оптическая система хранения данных

На оперативное хранилище материалы просто копируются средствами операционных систем. А вот чтобы попасть в долгосрочное хранилище или в систему долговременного хранения на оптических дисках материалы необходимо описать и каталогизировать. Для этого в нашей телекомпании используется MAM (media asset management) - система управления медиаактивами.

И, конечно, самая главная составляющая системы архивирования телекомпании - архивариус. Тот, кто разрабатывает и использует систему каталогизации, тот, кто описывает материалы, присваивает им тэги, кто, в принципе, выбирает, что сохранить, а чему кануть в Лету... К сожалению, таких специалистов очень мало. Без них никак не обойтись - архив должен приносить пользу и выгоду, а не превращаться в кладбище...