Во всех телекомпаниях, где я работал был видеоархив. И везде он складывался из двух составляющих: системы каталогизации и технологии хранения. Раньше это были полки с кассетами (а у кого-то и с бобинами) и журналы с описанием содержания видеозаписей. Сейчас это различные системы файлового хранения и базы данных, хранящие всевозможные сведения об архивных материалах.
Был очень удивлён, когда узнал, что архив телекомпании сами телевизионщики называют кладбищем (смотри статью "Жаргонизмы и забавные профессионализмы на телевидении"). Пожалуй, отчасти с этим соглашусь. Архив превращается в "кладбище", когда он плохо организован, когда есть только название и дата съемки или выхода в эфир. И ходишь потом по "могилкам", вспоминаешь, кто и где лежит... Бывает еще хуже, когда вообще нет никакой информации о материалах, но тогда это уже просто свалка, а не архив.
Как же попасть на это "кладбище"?
Расскажу, как организована технология архивирования материалов в нашей телекомпании.
Есть несколько типов материалов, подлежащих хранению в архиве:
- Исходные материалы. Это кладезь телекомпании. В будущем именно эти съемки, которые не редактировались, могут стать самыми ценными при создании каких-либо новых телепередач.
- Готовые фильмы, программы и сюжеты. То, что вы видите по телевизору и в сети - смонтированные видеоролики с озвучкой, графикой, титрами и прочими спецэффектами. Часть из них приходится хранить для различной отчётности (не всегда информация в этих материалах может быть интересна в будущем), другую часть храним для потомков.
В зависимости от целей хранения, материалы попадают на различные средства их хранения. Съёмки, которые нужны нам для производства программ сейчас, попадают на оперативное сетевое файловое хранилище. Оно у нас не очень большого объема, на две-три недели хранения, но с самым скоростным доступом по сети. С ним работают все и одновременно. И журналисты, и монтажёры, и выпускающие. Здесь творится наш "эфир".
Материалы, которым нужно полежать подольше (год, два), занимают своё место на менее скоростном, но более ёмком файловом хранилище.
И, наконец, "нетленки". То, что нужно хранить вечно :) Мы записываем такие материалы (также в виде файлов) на особые накопители, гарантирующие хранение на протяжении более 50 лет. Я знаю два типа таких систем хранения - одни используют ленту, другие - оптические диски. Наша - на дисках.
На оперативное хранилище материалы просто копируются средствами операционных систем. А вот чтобы попасть в долгосрочное хранилище или в систему долговременного хранения на оптических дисках материалы необходимо описать и каталогизировать. Для этого в нашей телекомпании используется MAM (media asset management) - система управления медиаактивами.
И, конечно, самая главная составляющая системы архивирования телекомпании - архивариус. Тот, кто разрабатывает и использует систему каталогизации, тот, кто описывает материалы, присваивает им тэги, кто, в принципе, выбирает, что сохранить, а чему кануть в Лету... К сожалению, таких специалистов очень мало. Без них никак не обойтись - архив должен приносить пользу и выгоду, а не превращаться в кладбище...