В путешествии по Камчатке я впервые в жизни полетал на вертолете. Как у чисто "земного" человека, никогда не поднимавшегося в воздух на личном воздушном транспорте, в голове сразу же возникла одна мысль: "Дорого!"
Но, как объяснил мне владелец двух частных вертолетов на Камчатке, содержать винтокрылых птиц стоит не дороже, чем новый премиальный автомобиль. Давайте займемся нехорошим делом — посчитаем чужие денежки и посмотрим, сколько стоит содержать личный вертолет...
Начнем с покупки самой "вертушки". Большинство частных вертолетов, которые продаются в России — это вертолеты американской компании Robinson. Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, но в среднем новый четырехместный вертолет стоит в районе 40 млн рублей.
Подержанный агрегат в хорошем состоянии можно купить вдвое дешевле, но если хорошенько поискать, то немного "уставший" аппарат можно купить за 5-6 млн рублей. За эти деньги можно купить премиальный автомобиль в салоне, так что обслуживание вертолета мы и будем сравнивать именно с машиной премиум-класса.
Самый важный параметр, который волнует большинство автомобилистов – это расход топлива. Как ни странно, но по этому параметру вертолет оказывается не обременительнее, чем автомобиль с большим мотором.
Сколько съест большой и быстрый автомобиль? Литров двадцать на сотню км пробега. А вертолет ест 50-60 литров в час в зависимости от того, сколько пассажиров он взял на борт. При этом крейсерская скорость у него 220-230 км/час, то есть расход на сотню выходит также в районе двадцати литров или чуть больше.
А как обстоят дела с обслуживанием? Если у машины не запустится двигатель, особо страшного ничего не произойдет. А если у вертолета в воздухе будут проблемы с мотором, что тогда?
ТО на небольшой четырехместный вертолет обойдется примерно в 150 тысяч рублей в год: у какого-нибудь Порше на сервисное обслуживание даже больше потратите. Но это только плановые работы. Если вдруг нужно будет менять какую-то деталь, стоимость сразу же увеличивается в разы.
Плюс для хранения что машины, что вертолета нужен гараж. Если у вас свой дом и рядом с ним есть место под гараж (ангар для вертолета), то платить никому ничего не нужно. Ну, а в городе, где с парковками для автомобилей-то дела обстоят туго, вертолет просто так во дворе точно не оставишь.
Аренда места в московском хелипорте обойдется примерно в 800.000 рублей в год. Для сравнения, в центре Москвы аренда парковочного места для авто обойдется в 60.000 рублей в месяц, то есть по сути те же 700-800 тысяч рублей в год. Выходит, что вертолет опять не дороже, чем владение премиальным авто...
Добавим сюда еще расходы на страхование и транспортный налог (около 100.000 рублей в год в случае с вертолетом) и получим довольно странный итог. Владеть вертолетом не дороже, чем премиальным автомобилем в центре Москвы!
Цена на покупку — одна и та же, только авто будет новое, а вертолет – подержанный. Расход одинаковый, аренда парковочного места тоже стоит плюс/минус столько же. Так, может, проще летать, чем быстро ездить? Всем богатеям на заметку;)