Найти тему

Поэт, путешественник, воин, герой (Н.С. Гумилёв)

15 апреля 2021 г. исполнилось 135 лет со дня рождения блестящего русского поэта Николая Степановича Гумилёва. В этом же году – 100-летия со дня его трагической гибели.

Гумилев был не только поэтом, стоявшим у основания знаменитого «Цеха поэтов» акмеистов, но и смелым человеком, русским офицером, одним из крупнейших исследователей Африки. Когда он ушел из жизни – в возрасте 35 лет – он был молодым, полным сил мужчиной, любившим риск и свободу.

Николай Гумилёв. Из открытых источников
Николай Гумилёв. Из открытых источников

Кронштадт – родина Гумилёва, ведь он родился в морском городе в дворянской семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва. В детстве был слабым и болезненным ребёнком. Уже в 6-летнем возрасте он начал писать стихи. Учился в Царскосельской гимназии с перерывами на болезнь и переездами семьи. Учился плохо, его едва не исключили. Уже тогда будущего поэта больше всего интересовали стихи, за год до окончания гимназии была издана его первая книга стихотворений - «Путь конквистадоров» . Сборник был сразу замечен мэтром поэзии - В. Брюсовым.

Затем Гумилёв уехал учиться во Францию. Слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции, издавал литературный журнал. Николай Гумилёв совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) богатейшую коллекцию.

25 апреля 1910 г. состоялось венчание Н.С. Гумилёва и Анны Андреевны Горенко (Ахматовой) - она только на 3-й раз согласилась на его предложение руки и сердца. В 1912 г. родился их сын Лев, будущий знаменитый историк и этнограф.

Н.С. Гумилёв. Из открытых источников
Н.С. Гумилёв. Из открытых источников

Когда началась Первая Мировая война, Гумилёв записался добровольцем в армию. И это несмотря на то, что Николай Степанович был признан негодным к службе: болезнь глаз, косоглазие, хромота, хилое телосложение. Но он упорно проходил медкомиссию раз за разом. Выучился стрелять с левой руки, целясь здоровым глазом. За свои деньги прошел курс верховой езды.

В результате зачислен в лейб-гвардии Уланский Её Величества полк. За ночную разведку перед сражением он был награждён знаком отличия военного ордена (Георгиевского креста) и повышен в звании до ефрейтора.

В 1915 году на Западной Украине он получил уже второй Георгиевский крест, которым очень гордился. Воевал Гумилёв до последнего: до января 1917 года. После революции вполне мог эмигрировать, но вернулся из заграничного похода на родину.

Николай Гумилёв. Из открытых источников
Николай Гумилёв. Из открытых источников

В 1918 - 1920 годах Гумилёв читал лекции о поэтическом творчестве в Институте живого слова. Вошел в Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов. В 1921 году выпустил два сборника стихов. С 1921 года он руководил в Петрограде студией «Звучащая раковина», где делился опытом и знаниями с молодыми поэтами, читал лекции о поэзии. Среди учениц была и Ирина Одоевцева, молодая поэтесса, автор знаменитых книг воспоминаний: «На берегах Невы» и «На берегах Сены».

И. Одоевцева. Такой, как на этих изображениях, её видел Гумилёв. Из открытых источников
И. Одоевцева. Такой, как на этих изображениях, её видел Гумилёв. Из открытых источников

Из книги "На берегах Невы":

«Кто был Гумилев?
Поэт, путешественник, воин, герой — это его официальная биография, и с этим спорить нельзя.
Но… но из четырех определений мне хочется сохранить только «поэт». Он был прежде всего и больше всего поэтом. Ни путешественника, ни воина, ни даже героя могло не выйти из него — если бы судьба его сложилась иначе. Но поэтом он не мог не быть».

Уже в старости она будет вспоминать о счастливых петроградских днях, когда они гуляли с Гумилёвым по Таврическому саду и он подарил ей Луну!

«Много лет спустя, уже после войны в Париже, я вставила его тогдашние слова в свои стихи.
А третий мне поклонился,
Я вам луну подарю.
Подарок такой не снился
Египетскому царю.
Сделав мне такой царский подарок, Гумилев не забыл о нем, а часто вспоминал о своей щедрости.
— Подумайте только, кем вы были и кем вы стали. Ведь вам теперь принадлежит луна. Благодарны ли вы мне?
Да, я была ему благодарна. Я и сейчас еще благодарна ему.
Гумилев был моим настоящим учителем и наставником. Он занимался со мной каждый день, давал мне книги поэтов, мне до тех пор знакомых только по имени, и требовал от меня критики прочитанного. Он был очень строг и часто отдавал мне обратно книгу.
— Вы ничего не поняли. Прочтите-ка еще и еще раз. Стихи не читают, как роман. И, пожимая плечами, добавлял. — Неужели я ошибся в вас?
Чтобы доказать ему, что он не ошибся, я просиживала часами над стихами, не нравившимися или непонятными мне, стараясь вникнуть в них.
Так я, благодаря Гумилеву, узнала и изучила всевозможных поэтов — не только русских, но и английских, французских и даже немецких, хотя сам Гумилев немецкого языка не знал».

Гумилёв нигде не скрывал своих взглядов — открыто крестился на храмы. На одном из поэтических вечеров на вопрос из зала: «Каковы ваши политические убеждения?» — он смело ответил: «Я убеждённый монархист». За все это поэт потом жестоко поплатился.

Только поэт, утверждал Гумилёв, лучше других слышит голос Творца. А значит, в справедливом обществе во власти обязательно должны быть поэты.

Он мечтал о спасении человечества, самого же себя спасти не смог…

3 августа 1921 года Гумилёва арестовали по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации Таганцева», в августе же он был расстрелян.

Скорее всего, он был причастен к заговору. Во всяком случае, И. Одоевцева вспоминает, что случайно открыла ящик стола и увидела кипу денег. Взволнованный Гумилёв признался, что деньги не его, а он один из организаторов антибольшевистского общества.

О мужественном поведении Гумилёва в застенках ЧК ходили легенды. Перед расстрелом Гумилёв написал на стене камеры:
"Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь". Г. Иванов передает рассказ С. Боброва, поэта-футуриста, большевика и, возможно, чекиста, о том, с каким достоинством Гумилёв вёл себя на расстреле: "Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу... Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление... Мало кто так умирает..."

Расстрел Гумилёва вызвал потрясение в петроградском обществе. О казни стало известно 1 сентября из расклеенных по городу объявлений.

Место расстрела и захоронения поэта до сих пор неизвестно. Анна Ахматова считала, что место казни было на окраине Петрограда в стороне Пороховых.

Как-то Гумилёв попросил Одоевцеву дать обещание: кто первый из них умрёт, должен явиться оставшемуся на земле и рассказать, как Там. Одоевцева продолжает:

«Но Гумилев так и не сдержал своего обещания и не являлся мне.

Только раз, через несколько дней после его расстрела, я видела сон, который хотя и отдаленно, но мог быть принят за исполнение обещания. За ответ.

Тогда же я написала стихотворение об этом сне:
Мы прочли о смерти его.
Плакали горько другие.
Не сказала я ничего
И глаза мои были сухие.
А ночью пришел он ко мне
Из гроба и мира иного во сне,
В черном старом своем пиджаке,
С белой книгой в тонкой руке
И сказал мне: плакать не надо,
Хорошо, что не плакали вы.
В синем раю такая прохлада
И воздух легкий такой
И деревья шумят надо мной,
Как деревья Летнего Сада…»

О путешествии в Абиссинию Гумилёва читаем в этой статье.

-5