Найти тему
ЖурналистЪ

Почему при бомбардировках так выл «Юнкерс Ю-87»

Многие из нас смотрели советские и не только военные фильмы, в которых показывали бомбардировки.

Но не просто бомбардировки, которые осуществляли специальные самолеты — собственно, бомбардировщики. А такие, которые были направлены на уничтожение техники противника и живой силы при помощи пикирования. Наши военные прозвали его «Лапотник» (или «Лаптёжник»). Речь о Junkers Ju-87. А по-нашему «Юнкерс Ю-87 Штука» (Stuka). Использовался он как пикирующий лёгкий бомбардировщик и как штурмовик. Экипажа там всего два человека. Он широко применялся при атаке на корабли, танки и другую технику противника. Был достаточно точен при наведении. Но было у него и ряд недостатков. Но обо всём по порядку.

Почему воет «Штука»

Так вот, в фильмах часто слышно, как воет этот самолет при заходе на цель. На самом деле, выл он постоянно, чем ужасно бесил собственные экипажи. Гул в ушах стоял постоянно от этого шума. И целью его было — психологическое давление на противника. Именно так. Помните, как американцы во Вьетнаме включали Рихарда Вагнера в громкоговорители? Это также делалось для устрашения и психологического давления. А производили такой шум небольшие винты, которые крепили на стойках шасси «Юнкерса». При стабильном «крейсерском» режиме они выли, но не сильно. А при заходе на цель, когда скорость резко возрастала, они начинали выть ещё сильней и сильней. Один из французских генералов отмечал, что от этого шума действительно кровь в жилах становилась дыбом. Широко применяли такое устрашение при захвате Польши, в Норвегии, Нидерландах, Франции и Бельгии.

Знаменитый Юнкерс.
Знаменитый Юнкерс.

Гудели, как вувузелы, «Штуки» и на Восточном фронте при попытке захвата СССР. Но тут произошел и слом стереотипов. Немецкие пилоты отметили, что русские часто не бегут от ужаса, а сирена наоборот — предупреждает их об опасности, и они готовятся к контратаке. Многие пилоты снимали эти жужжалки со своих бомбардировщиков, опасаясь раньше времени быть обнаруженными и получить порцию снарядов от зенитки. Потом, правда, их сделали отключаемыми. Также к 1942 году обнаружилось, что «Юнкерс Ю-87» начал сильно уступать по скорости советским и британским самолетам, становясь для них простой мишенью. Сбивать «Штуки» стали что называется пачками. В принципе, из-за этого командование авиацией Германии приняло решение прекратить его производство в комплектации легкого бомбардировщика. Всего с начала 1936 года было выпущено примерно 6 500 самолетов Junkers Ju-87.

С 1942 по 1944 годы он выпускался ужи чисто, как штурмовик, который часто заменял в эскадрильях FW -190 (Фокке-Вульф). Но броня «Юнкерса» уже практически не держала удар зениток (не в какое сравнение не шла с Ил-2), а от истребителей отбиваться становилось всё сложней. Огромным минусом стал старый 1200-сильный мотор, который не давал быстро набирать высоту или маневрировать. Вспоминает Гердт Шкопф, радист-стрелок: «Мне пришлось сесть в этот самолет в самый невыгодный для этого период — в 1944 году. К этому времени он растерял какое-либо преимущество над авиацией и противовоздушной артиллерией врага. И в первом же боевом вылете нас подбили зенитные орудия. Еле дотянули до аэродрома. Второй раз обошлось, а третий — сбили. Советский Як над нами просто поиздевался, и отправил к праотцам. Благо, мы успели выпрыгнуть, сели на своей территории, и через сутки были в расположении. Две недели госпиталя, а потом эти самолеты из нашей части убрали. То есть, повоевал я на Ju-87 всего дней двадцать. Больше я на нём не летал».

Воющие винты Junkers Ju-87.
Воющие винты Junkers Ju-87.

Вышеупомянутые воющие винты пилоты также использовали для вычисления скорости самолета при бомбометании, по частоте звука. Чтобы на приборы не отвлекаться, а также, чтобы ориентироваться на звук при выводе самолета из пикирования. Но пилоты отмечали, что все эти действия проводились практически автоматически. То есть, ценность этих жужжалок достаточно спорный момент в конструкции. Но самолет на самом деле знаковый. Именно он был одним из главных участников захвата Польши в 1939 году. На тот момент он был королем пикирования и очень точно, а главное практически безнаказанно, поражал цели.