Найти в Дзене
Нина Созонова

Школа: крутые виражи и стремительный пике.Вираж №1

Информация о мировом рейтинге стран по уровню образования заставила не просто задуматься, но и поразмышлять. Всего за 30 лет с третьего места в 1990 году наша страна по итогам 2019 года позволила себе проиграть не только европейским странам, но Аргентине (27), Сингапуру (31), оказавшись, на совсем не почетном — 39 месте, еще немного и нас обгонит Чили(42)? А последние майские ЧП в Казани и Березниках???

Что приводит к такому результату — мы стали рожать детей менее умных, чем мы сами, учившиеся в Советском Союзе, или все же к этому привели 30 лет "реформ" и "оптимизаций" образования?

Мне захотелось понять, как строилась система образования в разные периоды и как это влияло на развитие страны. Свои выводы, я сделала изучая доступные архивные документы и работы исследователей и историков, при этом попыталась максимально приблизится к своему отчему дому на Урале - Гайнскому району.

Часть 1. Первый крутой вираж наше образование совершило в эпоху Петра 1 (1689-1725), который своими радикальными указами, как очень точно подметил А.С.Пушкин: «На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?». К началу его правления, в России практически не существовало ни образования, ни учебных заведений. Даже среди дворян "было много таких, которые не могли сделать, что следовало, по безграмотности".

Множество грандиозных планов и преобразовательские порывы, молодого царя столкнулись с отсутствием квалифицированных специалистов, способных осуществить его замыслы. Создаваемые армия и флот требовали образованных офицеров. Промышленность, металлургия, горное дело - соответствующих инженеров. Петр 1 быстро понял, что нельзя вытянуть Россию из дремучести без создания собственной кузницы кадров для всех сфер деятельности. Уже тогда он пришел к убеждению, что основа всего – знания. Исходя из желания получить "все и сразу", Петр 1 пошел по пути создания школ разного уровня, которые давали не только общее образование, но и готовили специалистов разных квалификаций при Приказах (орган управления губернией), заводах, верфях, военных гарнизонах.

Так, в 1701 году Петр издает пять специальных указов – тремя из них учреждались новые школы, а двумя круто изменялась деятельность уже существующих учебных заведений. Одним из этих указов, в Москве учреждена Математико-навигацкая школа, явившаяся первым реальным училищем в Европе. Учителем школы стал Леонтий Филиппович Магницкий, автор знаменитого учебника «Арифметика, сиречь наука числительная». В отличии от европейских, эта школа, а затем и последующие Артиллерийская, Инженерная, Госпитальная(медицинская) и т.д. были тесно связаны с жизнью, будущей сферой деятельности выпускников, в том числе производством. Тем самым создается передовая для того времени ступенчатая система образования. Например, Артиллерийская школа имела: а) первую ступень, где ученики усваивали азбуку, букварь, технику чтения и обучались письму; в) вторую ступень – цифирную, арифметическую школу, где изучалась в основном арифметика; г) третью ступень, в которой изучались геометрия, практическая тригонометрия, пушечные и мортирные чертежи. Благодаря теснейшей связи с производством на высоком уровне было поставлено дело с проведением производственной практики.

Михайловская артиллерийская школа, затем училище 1721г.
Михайловская артиллерийская школа, затем училище 1721г.

Понимая, что образование, не может успешно развиваться без соответствующего материального обеспечения и, прежде всего, без учебных пособий, Петр I предпринимает усилия для создания учебников, книг по специальным предметам как переводных, так и оригинальных отечественных. С 1699 по 1725 гг. в русских типографиях было отпечатано более 600 наименований учебников, букварей, словарей и др.книг. Большим событием для развития издательского дела и распространения просвещения стало введение в 1708 г. вместо сложного церковно-славянского более простого гражданского шрифта, которым мы пользуемся по сей день, а вместо обозначения цифр буквами церковно-славянского алфавита, более удобных арабских цифр. Именно в петровскую эпоху, в России появились первые печатные газеты и педагогическая пресса «Ведомости». Стали создаваться библиотеки, первая была открыта в Петербурге в 1714 г. Ее основу составили личная библиотека Петра I, в 1725 г. её фонд состоял из 12 тыс. книг и ценных рукописей. Учреждены были первые музеи и первый публичный театр. Венцом образовательных деяний Петра 1, явилось создание 1725г. Российской Академии наук. При академии открылись университет и гимназия. Осуществлялась реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.

Надо отметить, что энтузиазма идти учиться в те времена у россиян не было. Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность и обучение в школах приравнивалась к службе в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся многих школ жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению буквально «вбивать» науки. Зачастую к обучаемым применялись и очень жесткие наказания: побег с учебы – порка и казнь, просьба об освобождении от учебы - ссылка.

На Урале первая школа была создана по указу Петра I при Выйском железоделательном заводе Н. Демидова в декабре 1709г. В «Памяти», адресованной промышленнику, царь указал, чтобы при заводах на собственные деньги «деткам школы… были построены… и работников добрых и смышлёных тому делу у домен и у руд, у угольного жжения учить». Более обширное появление школ у нас, можно связать с Василием Татищевым, который прибыл на Урал в декабре 1720 года. Деятельность Татищев развернул весьма обширную и разнообразную, последовав царскому указу он стал учреждать школы, в соответствии с потребностями края, для детей местного населения всех сословий. Уже летом 1721 года Татищевым были учреждены первые горнозаводские школы при Уктусском и Алапаевском заводах, а также в городах Кунгур и Соликамск (в 1723г.).

Горнозаводская школа, затем горное училище в Екатеринбурге, 1723г.
Горнозаводская школа, затем горное училище в Екатеринбурге, 1723г.

К нам в коми-пермяцкую глубинку первый виток образования не добрался. Даже в Перми, первая всесословная школа была открыта на Егошихинском медеплавильном заводе только в 1735 г. Егошихинская школа состояла из словесной и арифметической. Поступавшие зачислялись вначале в словесную школу, а после её окончания переводились в арифметическую. Основной контингент учащихся составляли дети мастеровых и чиновников. В словесном отделении учились дети от 8 до 11 лет, а в арифметическом от 12 до 17 лет. Сроки обучения колебались от 2 до 6 лет. Обучение велось сугубо с индивидуальным подходом. Представляете как один учитель справлялся с 30-40 учениками разного возраста и уровня знаний. Одни ученики изучали у него “первую часть сложения”, другие проходили тригонометрию, а третьи уже упражнялись “в копировании чертежей”, еще и заметьте, некоторые успешно заканчивали обучение за 2-3 года, а у некоторых обучение затягивалось до 5-6 лет.

Для школ Татищевым был составлен „Наказ“. Вот лишь некоторые выдержки из этого документа: “2) Собрать со всех заводов детей церковных и приказных служителей, мастерских, подмастерских и всех заводских жителей и обучать их читать, писать, арифметике, геометрии и черчению;.. 4) В школах кроме вышеобъявленного, обучать в началах страха Божия и честного жития и обхождения... 6) Учителям обучать (учеников) честно говорить, кланяться, старших почитать словом и местом, не токмо в школах, но и в домах... 8) Учителям быть: словесным-церковным дьячкам и дьяконам; арифметики и геометрии— особому учителю, и за труды им из казны платить по определению. A учеников, которые из бедных, содержать (пищею) безоскудно...". Я привела лишь небольшую часть из этого "Наказа", но именно там были прописаны правила, которые до сих пор присутствуют в наших школах. Например когда учителя "войдут в класс, то ученики должны встать с места, не входить с ними ни в какие споры и разговоры, a ограничиться ответом на вопросы; не ругаться между собою, не произносить бранных слов, a быть вежливым и почтительным..". В отношении учителей- "они должны исполнять свои обязанности добросовестно..". Для школ выписывались учебники и наглядные пособия: глобусы, географические карты, таблицы, приборы, инструменты и даже особые учителя. В некоторых школах ученикам выдавали своеобразную стипендию "по 2 руб. въ годъ на платье и 1 до пуда провіанта въ мѣсяцъ, родители коих получаютъ въ годъ жалованья менѣе 30 руб."

Постепенно школы стали распределятся на категории: Заводские, Горные, Окружные и подразделяться на ступени начальные и средние. Разрабатывались постепенно и программы обучения в школах. Вот, что входило например в программу, кроме основных предметов, Горной школы: Высшая арифметика, т. е. алгебра; Геометрия, тригонометрия— плоская, сферическая и конического сечения; Нивелирование и вообще снятие и нанесение на планы разных местоположений; Маркшейдерское искусство(горная практическая геометрия?); Черчение и рисование; Сокращенная Физика; Основы механики и гидравлики; Начальные основы химии; Основы металлургии, в особенности о плавке металлов на заводах; Первые основы минералогии; Горное искусство; Языки: французский, немецкий и латинский; География и история; Горное правоведение; Образ и порядок течения дел горных и заводских; Горная бухгалтерия. Старшие ученики заводских и горных школ сочетали учебу с трудовой подготовкой на заводах под руководством мастеров или квалифицированных рабочих.

Конечно, стремление к скорому открытию школ приводила к непродуманности, частой хаотичности содержания обучения. Отличительной чертой первых школ были энциклопедичность и многопредметность. Иногда школы, несмотря на их задачу специализированной подготовки, выпускали «служивых людей на всякую государственную потребу».Всего при Петре 1 было учреждено 110 новых школ. Несмотря на все трудности и неустройства (нехватка учителей, учебных пособий, научной литературы, отсутствие единых программ и т. д.) первые школы дали немалое количество профессионально образованных людей, которые достаточно быстро принесли ощутимые плоды для экономики Российского государства.

Гимназия в начале 18 в.
Гимназия в начале 18 в.

За короткий промежуток времени была создала огромную отрасль мануфактурной и металлургической промышленности. Вот всего несколько цифр: за 20-25 лет количество мануфактур и металлургических заводов, с 20 в 1697 г. увеличилось до 205 к 1721 г. Во внешней торговле торговое сальдо стало стабильно положительным. Например, в 1726 г. импорт составил 2,1 млн. руб., а экспорт в два раза больше – 4.2 млн. руб. Развитие промышленности способствовало и развитию сельского хозяйства. Россия к середине 18 века не только могла прокормить себя самостоятельно, но и впервые в истории начала продавать зерно и металл за границу. Многим преобразованиям и реформам Петра 1, нельзя дать категорично положительную или отрицательную оценку, однако в итоге, страна превратилась в великую империю и вышла в число экономически передовых европейских стран, при этом приумножила свою территорию и укрепила территориальные границы.

часть 2. Второй крутой вираж (продолжение следует)