Информация о мировом рейтинге стран по уровню образования заставила не просто задуматься, но и поразмышлять. Всего за 30 лет с третьего места в 1990 году наша страна по итогам 2019 года позволила себе проиграть не только европейским странам, но Аргентине (27), Сингапуру (31), оказавшись, на совсем не почетном — 39 месте, еще немного и нас обгонит Чили(42)? А последние майские ЧП в Казани и Березниках???
Что приводит к такому результату — мы стали рожать детей менее умных, чем мы сами, учившиеся в Советском Союзе, или все же к этому привели 30 лет "реформ" и "оптимизаций" образования?
Мне захотелось понять, как строилась система образования в разные периоды и как это влияло на развитие страны. Свои выводы, я сделала изучая доступные архивные документы и работы исследователей и историков, при этом попыталась максимально приблизится к своему отчему дому на Урале - Гайнскому району.
Часть 1. Первый крутой вираж наше образование совершило в эпоху Петра 1 (1689-1725), который своими радикальными указами, как очень точно подметил А.С.Пушкин: «На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?». К началу его правления, в России практически не существовало ни образования, ни учебных заведений. Даже среди дворян "было много таких, которые не могли сделать, что следовало, по безграмотности".
Множество грандиозных планов и преобразовательские порывы, молодого царя столкнулись с отсутствием квалифицированных специалистов, способных осуществить его замыслы. Создаваемые армия и флот требовали образованных офицеров. Промышленность, металлургия, горное дело - соответствующих инженеров. Петр 1 быстро понял, что нельзя вытянуть Россию из дремучести без создания собственной кузницы кадров для всех сфер деятельности. Уже тогда он пришел к убеждению, что основа всего – знания. Исходя из желания получить "все и сразу", Петр 1 пошел по пути создания школ разного уровня, которые давали не только общее образование, но и готовили специалистов разных квалификаций при Приказах (орган управления губернией), заводах, верфях, военных гарнизонах.
Так, в 1701 году Петр издает пять специальных указов – тремя из них учреждались новые школы, а двумя круто изменялась деятельность уже существующих учебных заведений. Одним из этих указов, в Москве учреждена Математико-навигацкая школа, явившаяся первым реальным училищем в Европе. Учителем школы стал Леонтий Филиппович Магницкий, автор знаменитого учебника «Арифметика, сиречь наука числительная». В отличии от европейских, эта школа, а затем и последующие Артиллерийская, Инженерная, Госпитальная(медицинская) и т.д. были тесно связаны с жизнью, будущей сферой деятельности выпускников, в том числе производством. Тем самым создается передовая для того времени ступенчатая система образования. Например, Артиллерийская школа имела: а) первую ступень, где ученики усваивали азбуку, букварь, технику чтения и обучались письму; в) вторую ступень – цифирную, арифметическую школу, где изучалась в основном арифметика; г) третью ступень, в которой изучались геометрия, практическая тригонометрия, пушечные и мортирные чертежи. Благодаря теснейшей связи с производством на высоком уровне было поставлено дело с проведением производственной практики.
Понимая, что образование, не может успешно развиваться без соответствующего материального обеспечения и, прежде всего, без учебных пособий, Петр I предпринимает усилия для создания учебников, книг по специальным предметам как переводных, так и оригинальных отечественных. С 1699 по 1725 гг. в русских типографиях было отпечатано более 600 наименований учебников, букварей, словарей и др.книг. Большим событием для развития издательского дела и распространения просвещения стало введение в 1708 г. вместо сложного церковно-славянского более простого гражданского шрифта, которым мы пользуемся по сей день, а вместо обозначения цифр буквами церковно-славянского алфавита, более удобных арабских цифр. Именно в петровскую эпоху, в России появились первые печатные газеты и педагогическая пресса «Ведомости». Стали создаваться библиотеки, первая была открыта в Петербурге в 1714 г. Ее основу составили личная библиотека Петра I, в 1725 г. её фонд состоял из 12 тыс. книг и ценных рукописей. Учреждены были первые музеи и первый публичный театр. Венцом образовательных деяний Петра 1, явилось создание 1725г. Российской Академии наук. При академии открылись университет и гимназия. Осуществлялась реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.
Надо отметить, что энтузиазма идти учиться в те времена у россиян не было. Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность и обучение в школах приравнивалась к службе в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся многих школ жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению буквально «вбивать» науки. Зачастую к обучаемым применялись и очень жесткие наказания: побег с учебы – порка и казнь, просьба об освобождении от учебы - ссылка.
На Урале первая школа была создана по указу Петра I при Выйском железоделательном заводе Н. Демидова в декабре 1709г. В «Памяти», адресованной промышленнику, царь указал, чтобы при заводах на собственные деньги «деткам школы… были построены… и работников добрых и смышлёных тому делу у домен и у руд, у угольного жжения учить». Более обширное появление школ у нас, можно связать с Василием Татищевым, который прибыл на Урал в декабре 1720 года. Деятельность Татищев развернул весьма обширную и разнообразную, последовав царскому указу он стал учреждать школы, в соответствии с потребностями края, для детей местного населения всех сословий. Уже летом 1721 года Татищевым были учреждены первые горнозаводские школы при Уктусском и Алапаевском заводах, а также в городах Кунгур и Соликамск (в 1723г.).
К нам в коми-пермяцкую глубинку первый виток образования не добрался. Даже в Перми, первая всесословная школа была открыта на Егошихинском медеплавильном заводе только в 1735 г. Егошихинская школа состояла из словесной и арифметической. Поступавшие зачислялись вначале в словесную школу, а после её окончания переводились в арифметическую. Основной контингент учащихся составляли дети мастеровых и чиновников. В словесном отделении учились дети от 8 до 11 лет, а в арифметическом от 12 до 17 лет. Сроки обучения колебались от 2 до 6 лет. Обучение велось сугубо с индивидуальным подходом. Представляете как один учитель справлялся с 30-40 учениками разного возраста и уровня знаний. Одни ученики изучали у него “первую часть сложения”, другие проходили тригонометрию, а третьи уже упражнялись “в копировании чертежей”, еще и заметьте, некоторые успешно заканчивали обучение за 2-3 года, а у некоторых обучение затягивалось до 5-6 лет.
Для школ Татищевым был составлен „Наказ“. Вот лишь некоторые выдержки из этого документа: “2) Собрать со всех заводов детей церковных и приказных служителей, мастерских, подмастерских и всех заводских жителей и обучать их читать, писать, арифметике, геометрии и черчению;.. 4) В школах кроме вышеобъявленного, обучать в началах страха Божия и честного жития и обхождения... 6) Учителям обучать (учеников) честно говорить, кланяться, старших почитать словом и местом, не токмо в школах, но и в домах... 8) Учителям быть: словесным-церковным дьячкам и дьяконам; арифметики и геометрии— особому учителю, и за труды им из казны платить по определению. A учеников, которые из бедных, содержать (пищею) безоскудно...". Я привела лишь небольшую часть из этого "Наказа", но именно там были прописаны правила, которые до сих пор присутствуют в наших школах. Например когда учителя "войдут в класс, то ученики должны встать с места, не входить с ними ни в какие споры и разговоры, a ограничиться ответом на вопросы; не ругаться между собою, не произносить бранных слов, a быть вежливым и почтительным..". В отношении учителей- "они должны исполнять свои обязанности добросовестно..". Для школ выписывались учебники и наглядные пособия: глобусы, географические карты, таблицы, приборы, инструменты и даже особые учителя. В некоторых школах ученикам выдавали своеобразную стипендию "по 2 руб. въ годъ на платье и 1 до пуда провіанта въ мѣсяцъ, родители коих получаютъ въ годъ жалованья менѣе 30 руб."
Постепенно школы стали распределятся на категории: Заводские, Горные, Окружные и подразделяться на ступени начальные и средние. Разрабатывались постепенно и программы обучения в школах. Вот, что входило например в программу, кроме основных предметов, Горной школы: Высшая арифметика, т. е. алгебра; Геометрия, тригонометрия— плоская, сферическая и конического сечения; Нивелирование и вообще снятие и нанесение на планы разных местоположений; Маркшейдерское искусство(горная практическая геометрия?); Черчение и рисование; Сокращенная Физика; Основы механики и гидравлики; Начальные основы химии; Основы металлургии, в особенности о плавке металлов на заводах; Первые основы минералогии; Горное искусство; Языки: французский, немецкий и латинский; География и история; Горное правоведение; Образ и порядок течения дел горных и заводских; Горная бухгалтерия. Старшие ученики заводских и горных школ сочетали учебу с трудовой подготовкой на заводах под руководством мастеров или квалифицированных рабочих.
Конечно, стремление к скорому открытию школ приводила к непродуманности, частой хаотичности содержания обучения. Отличительной чертой первых школ были энциклопедичность и многопредметность. Иногда школы, несмотря на их задачу специализированной подготовки, выпускали «служивых людей на всякую государственную потребу».Всего при Петре 1 было учреждено 110 новых школ. Несмотря на все трудности и неустройства (нехватка учителей, учебных пособий, научной литературы, отсутствие единых программ и т. д.) первые школы дали немалое количество профессионально образованных людей, которые достаточно быстро принесли ощутимые плоды для экономики Российского государства.
За короткий промежуток времени была создала огромную отрасль мануфактурной и металлургической промышленности. Вот всего несколько цифр: за 20-25 лет количество мануфактур и металлургических заводов, с 20 в 1697 г. увеличилось до 205 к 1721 г. Во внешней торговле торговое сальдо стало стабильно положительным. Например, в 1726 г. импорт составил 2,1 млн. руб., а экспорт в два раза больше – 4.2 млн. руб. Развитие промышленности способствовало и развитию сельского хозяйства. Россия к середине 18 века не только могла прокормить себя самостоятельно, но и впервые в истории начала продавать зерно и металл за границу. Многим преобразованиям и реформам Петра 1, нельзя дать категорично положительную или отрицательную оценку, однако в итоге, страна превратилась в великую империю и вышла в число экономически передовых европейских стран, при этом приумножила свою территорию и укрепила территориальные границы.
часть 2. Второй крутой вираж (продолжение следует)