Найти в Дзене
Мой Дом — Москва

Сталинский ампир и традиционная русская архитектура: как продолжается реконструкция павильонов ВДНХ в 2021м году

Реставрация павильона №15 «Радиоэлектроника и связь» продолжается на ВДНХ. Мастера трудятся над воссозданием внешнего убранства и внутреннего оформления. Команда профессиональных реставраторов, художников и строителей работает очень старательно. Корреспондент «Мой Дом Москва» посетил исторический объект. Подробности в нашем репортаже.

Павильон №15 «Радиоэлектроника и связь»

Исторический облик павильону №15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье») восстанавливают по архивным чертежам 1952-1954 годов. Здание этого выставочного павильона официально меняло свой облик трижды. Первая версия 1939 года постройки утрачена полностью. На смену ей в 1954 году была построена вторая. Павильон в стиле сталинского ампира впечатлял красотой фасада. Его стены украшали барельефы с сюжетами сражений под Волгоградом в разные годы его истории. Центральную часть занимал витраж с картой Поволжья, а по левой и правой стороне Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанциями. Крышу венчала скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» с гербом РСФСР в руках, а по углам стояли скульптуры матроса и солдата. Внутри располагалось 8 выставочных залов: вводный, зал Мордовской и Чувашской АССР, залы Саратовской, Ульяновской, Астраханской, Сталинградской и Куйбышевской областей. В таком виде павильон, именуемый тогда «Поволжье», простоял всего 4 года, а затем был переделан в «Радиоэлектронику и связь».

-2

Реконструкция полностью лишила здание его величественного вида. Пышный фасад уступил место простым формам. Входная группа утратила колонны с барельефами, были убраны каскадные фонтаны, а устои с горельефами были обрублены. Скрытая за металлическим фальшфасадом постройка стала напоминать огромный радиоприемник.

Долгие годы за алюминиевыми пластинами покоились цветные стекла витражей. Надо отдать должное, что в этих условиях декоративные композиции из стекла, площадью свыше 200 квадратных метров, довольно хорошо сохранились. Специалисты аккуратно вынули фрагменты витражей из металлической рамы, чтобы отправить их и отвезли в мастерскую на реставрацию. Предварительно витражные стекла сфотографировали, чтобы зафиксировать все имеющиеся разрушения. Реставраторы подобрали цветные стеклышки, идентичные утраченным. Имеющиеся трещины и сколы заделали, восстановили обрамление, а защитное стекло заменили на закаленное.

-3

Центральный витраж павильона №15 «Радиоэлектроника и связь» демонстрирует карту Поволжья, где обозначены Волго-Донской канал и газопровод Саратов-Москва, угадываются черты монументальных шлюзов. Стекла при создании витража использовались прозрачные. Уже в процессе оформления на них была нанесена краска – зеленая, коричневая, синяя, белая. При создании зеленых стекол использовалась темперная краска, а коричневые фрагменты получились после наложения зелёных стеклышек на красные.

Дополнением к центральному витражу служат боковые. На  них изображены Сталинградская и Куйбышевская гидроэлектростанции. Красочные композиции из стекла создают неповторимый внешний облик фасада, в том числе за счет вечерней подсветки.

Как отметил куратор проекта реставрации и приспособления павильонов ВДНХ от Департамента капитального ремонта Игорь Пурынов, в павильоне представлены практически все существующие виды реставрации – полы терраццо, барельефы, горельефы, скульптуры, колонны из оселкового мрамора, живопись, лепнина, бронзирование по лепному декору на капителях колонн, витражи и другие.

-4

В частности, полы терраццо или мозаичное напольное покрытие, появились при реконструкции  павильона в 1954 году. Исторический облик стилобата перед главным входом в павильон будет восстановлен. Рисунок терраццо будет выполнен в двух цветах – чередование тёмных и белых квадратов, на стыках которых выполнен ромб. Для их воссоздания будет использоваться сложный многокомпонентный реставрационный состав с включением мраморной крошки, слюды и других вулканических и осадочных пород Вернутся на прежние места и утраченные элементы декора, например, пилоны и барельефы, которые были срезаны при перепрофилировании павильона в «Радиоэлектронику и связь».

-5

В центральном зале павильона, который посвящен Сталинградской области, находится уникальный купол с деревянным каркасом. Конструкция в форме полусферы декорирована различными художественными элементами. На куполе

можно разглядеть колосья, косички, цветочные розетки, а еще его украшают  круглый и полукруглые венки из дубовых листьев с желудями. Все украшения выполнены из алюминия и обработкой «под старую бронзу». Композиция дополнена лепным венком с изображением подсолнухов, кукурузы, колосьев и фруктов.

«Купол на самом деле играет роль большой люстры. Через него выполняется освещение зала. Старое стекло утратило свою прозрачность. После реставрации оно будет заменено на прозрачное, отвечающее требованиям противопожарной безопасности и другим существующим нормам. С обратной стороны будут установлены светильники», – пояснил Игорь Пурынов.
-6

Практически все декоративные элементы купола сохранились в хорошем состоянии. Утрачены только 16 звезд из стекла с алюминиевым обрамлением. Больше всего пострадал от времени деревянный каркас, но реставраторы приведут его в порядок.

В четырех залах павильона присутствует потолочная живопись с сюжетами из жизни Поволжья. Пока работы по расчистке и воссозданию найденной живописи проведены на потолках залов Саратовской и Куйбышевской областей. Более 60 лет живописные многофигурные композиции скрывались от глаз посетителей под несколькими слоями старых покрасок. Изображения нанесены казеиново-масляной темперой на льняные холсты. Полотна были приклеены прямо к потолку. За годы существования павильона живопись несколько раз закрашивали, местами затерли, чтобы контуры не просматривались из-под побелки. Холсты с живописью местами были пробиты насквозь под крепления для светильников. В каждом зале применялась своя техника из-за того, что картины были закрашены по-разному. Этот процесс достаточно трудоемкий, специалисты вели его крайне осторожно и небольшими участками, возвращаясь к одному и тому же месту до 3-4 раз. В работе помогали архивные материалы и фото. В местах пробоев холст доплели.

Сюжет в зале Саратовской области посвящён уборке урожая. Взгляду реставраторов после раскрытия открылся яблоневый сад, комбайнер, люди на машине, гармонист.

Краска на потолке в Куйбышевском зале прятала картину, посвященную животноводству.  Здесь изображены телята, конюхи с лошадьми, свинарка с поросятами. Эти раскрытые полотна  уже воссозданы. После завершения ремонтно-реставрационных работ в павильоне откроется музей Олимпийского комитета Российской Федерации.