Такой вопрос я задал соучредителю Благотворительного Фонда "Мы здесь", организатору проекта «Социальный центр помощи семье и детям Радость моя», Виктории.
- Расскажите пожалуйста, простыми словами, для человека, который ни разу не сталкивался с благотворительностью, с детскими домами, что вы делаете и для чего это нужно?
- К большому сожалению в нашей стране существует такая группа детей как "социальные сироты". Это дети, которые не имеют социального статуса. Они имеют кровных родителей, которые по каким-то причинам не могут о них заботится. В большинстве случаев, это маргиналы которые получают пособия по многодетности от государства и на него существуют, не заботясь о том, что происходит с их детьми. Другой случай, когда мать-одиночка проходит в больнице длительное лечение, и за детьми некому смотреть.
Случаи диаметрально противоположные, но дети при этом находятся в одинаковом положении - без попечения родителей. Эти дети по-факту не имеют семьи и не имеют возможности нормально расти, питаться, одеваться, учиться. Они всего этого лишены. И после нескольких лет хождения за такими семьями, органы опеки обычно изымают детей и помещают их в государственное учреждение "социальная гостиница". В ней ребенок проводит от полугода до года и более, пока опека не инициирует лишение родительских прав.
После того, как через суд опека лишает родителей родительских прав (сейчас это очень сложно с нашими законами) ребенок попадает в детский дом. Никакая социальная гостиница или детский дом не заменят семью.
Если ребенок до 14 лет, у него еще есть шанс попасть в приемную семью. После, обычно подростков, сложных подростков, а они уже сложные, никто не берёт. И они остаются жить в детском доме. В этом, в принципе, ничего плохого нет.
В 18 лет они получают квартиру от государства.( а получают ли? прим.ред.) Но при этом они выходят абсолютно не адаптированы и не социализированы. То есть они не умеют ничего. В детском доме за ними ходят няньки, детей за руку водит социальный педагог. Воспитанников возят на море, организовывают дополнительные занятия, им выделяют карманные деньги. Но, редко в каких детских домах детьми занимаются - учат вести бюджет, готовить, убирать, ухаживать за собой. Дети выходят полностью голые в моральном плане. Они не умеют ничего. Они получают квартиру, но придя в нее не знают как включается плита и что с ней делать. К чему они приходят? Начинают пить и принимать наркотики. В лучшем случае они продают эти квартиры за три копейки, потому что они не знают как работать. Они ничего не хотят. Привыкли жить на всём готовом.
Задача нашего Центра, в первую очередь, помочь ребенку как можно более безболезненно пережить разлуку с родителями. Мы направляем все силы на восстановление семьи или поиск опекуна. По сути, это тоже самое, что и государственное учреждение, но по факту это совершенно разные вещи. У нас дети адаптируются к жизни, учатся всему, умеют готовить, стирать, убирать. Учатся на пятерки и у них есть стимул к тому, чтобы чему-то учиться и добиваться и жить как нормальный ребенок вышедший из семьи - социально адаптирован.
При этом, с детьми, с которыми очень сложная ситуация, мы помогаем опекам и сами инициируем лишение родительских прав. Ищем опекунов. А когда находим. ребенок уходит в семью, а не остается в детском доме. Точно так же мы ставим ребенка на очередь. После того, как он получает статус сироты и при достижении 18 лет он получает квартиру от государства. И при этом он всё умеет.
А ниже картинка общественного мнения. О ней напишу отдельную реальную историю.