После легализации азартных игр в Украине главной манипулятивной темой стал вопрос прихода иностранных инвесторов в украинскую юрисдикцию. Придут ли? Когда? Какие компании? Если лицензии по высоким ценам уже купили, то, может, они и не слишком высокие? Кто из иностранцев отказался покупать по такой цене?
Читайте также: Депутатам не удастся саботировать задачу президента о запуске игорного рынка
Пока обыватели ищут ответы на эти вопросы, иностранные инвесторы, оценивая риски украинской юрисдикции, продолжают ждать. Главным препятствием остается вопрос налогообложения, который должен был быть решен одновременно с принятием закона об азартных играх еще в 2020 году, но не рассмотрен парламентом до сих пор — ведь, откладывая вопрос в долгий ящик, можно бесконечно влиять на выгодополучателей такого решения.
Примечательно, что выгодополучателями в данном случае являются не только будущие операторы рынка, но и представители Комиссии по азартным играм, срок полномочий которых вскоре истекает, а значит, начнется борьба за назначение новых людей, а нынешним будут пытаться вынести вотум недоверия, в то время как их «судьи» в лице парламентариев не просто не помогли их работе, но и всячески ее блокировали, саботировали принятие главных решений — таких, как налоговый законопроект 2713-д.
Все это отдаляет рынок и компании от фактического старта работы, а бюджет — от получения запланированных доходов, не говоря уже о сотнях тысяч не приступивших к работе людей, в то время как уровень экономического спада и безработицы в Украине приблизился к показателям катастрофического 2009 года.
Инвесторы же в ходе негласных консультаций не ожидают решения налоговой проблемы азартной сферы в течение 2021 года. Кто-то назовет это пессимизмом, но факт заключается в том, что бизнес оценивает вероятность подвижек в фактическом, а не декларативном запуске рынка как минимальную и продолжает ждать.
Для дальнейших шагов им нужна ясность по основному вопросу: в чем заключается экономика бизнеса в Украине? Построить модель без урегулирования чрезмерного налогообложения отрасли невозможно. И хотя в Украине уже сегодня нашлись компании, готовые поддержать решение президента вернуть азарт в лоно экономики не словом, а деньгами, и выплатили в бюджет стоимость самых дорогих лицензий в Европе, рынка все еще нет, а есть добрая воля ряда крупных компаний с украинскими корнями, желающих таким образом монетизировать свои инвестиции в будущем.
Читайте также: Комиссия по азартным играм демонстрирует пример good governance
Надо понимать, что налоговый режим для азартной отрасли, который действует сегодня и нагрузка которого должна быть существенно уменьшена, — это не освобождение от налогов, а возвращение целесообразности заниматься этим видом деятельности в принципе. Ведь высокая стоимость лицензий и была предложена законодателями для того, чтобы бюджет сразу получил прямую выплату от бизнеса, наперед, а не частями в виде налоговых отчислений.
Сейчас в Украине действует специальный игорный налог (GGR), и его ставка варьируется от 10% до 28% для разных видов деятельности. Дополнительно к ней действует налог на прибыль — 18%. При нехитрой математике получаем нагрузку в размере от 28% до 46%. Кроме того, за каждого работника нужно будет вносить единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22%, есть и другие обязательные налоги и сборы.
Такие налоговые ставки для гемблинговых компаний не просто высоки, но и нелогичны. Операторы готовы инвестировать достаточно большие деньги — миллионы евро в первый год работы, они готовы покупать лицензии по тройной стоимости, но налогообложение практически лишит их заработка в украинской юрисдикции.
Решение этих вопросов уже давно лежит в долгом ящике у парламентариев: это доработанный вариант законопроекта 2713-д , который уравнивает налоговые ставки для всех видов азартных игр и лотерей. Налог на доход планируют сделать единым – 10%. При этом сохраняется налог на прибыль – 18%.
В новой версии законопроекта остается и налог на выигрыш, хотя эта идея не вполне выдерживает критику, ведь существует множество стран, где налог на выигрыш равен нулю, а граничащие с Украиной страны – Польша и Беларусь – имеют меньшие налоговые ставки для игроков, и они с большей охотой будут играть там, чем в Украине.
Читайте также: Комиссия по азартным играм заработала: кому дали первую лицензию
И хотя налог на выигрыш в Украине планируют брать только с тех сумм, которые в 8 раз превышают минимальную зарплату (на сегодня это 48 тыс. грн), логика законодателей в этом вопросе непонятна.
Но даже и в таком неидеальном виде это решение сможет дать рынку шанс на запуск. Принимать же такое решение по-прежнему не хотят.
При этом разрешение налогового казуса откроет двери не только для крупных иностранных компаний, но и даст шанс на привлечение в страну компетенций более скромных по доходам и оборотам компаний.
Государственное казначейство сообщило о том, что с начала 2021 года в бюджет уже поступило свыше $7 млн от продажи лицензий на проведение азартных игр и лотерей. Но все эти поступления — от локальных операторов, которые хотят работать в легальном поле.
Оценить этот поступок могут лишь те, кто помнит 2009 год, когда закрытие рынка случилось буквально под покровом ночи: бизнес обанкротился, а лицензии формально продолжали действовать – так законодатели сняли с себя и государства ответственность за убытки и уклонились от принятия решения о возврате компаниям стоимости лицензий.
Несмотря на этот печальный опыт некоторые компании пошли на риск вновь и совершили акт доверия, оплатив космическую стоимость лицензий без урегулированной налоговой нагрузки. Но идти навстречу должна и другая сторона.
Читайте также: Комиссия по азартным играм заработала: кому дали первую лицензию
Теперь дело за парламентариями, которые будут вынуждены нести политическую ответственность за проваленное задание президента Зеленского о детенизации экономики в случае, если транспарентный рынок азартных игр так и не станет реальностью.
Инвестиции иностранных компаний придут не ранее, чем появится рынок с понятными налоговыми правилами, а акт доброй воли и высокую толерантность к риску местных бизнесменов не следует путать с рыночной логикой иностранного инвестора.