Найти в Дзене
История культуры СССР

Загадки кино. Драматург против режиссеров

Думаю этот пост создаст еще больше загадок кинематографа для непосвященного читателя. Тем интереснее будет смотреть на киномир. Поехали. Есть такой драматург Олег Осетинский, он же отец знаменитой пианистки Полины Осетинской. Несколько лет назад Осетинский - старший, выпустил книгу "Витька дурак. История одного сценария". Книга потрясает и слогом и открытиями закулисья кино. Автор рассказывает много неожиданного про знаменитых советских режиссеров. Начну с Лауреата Госпремии СССР, режиссера Александра Прошкина. Он известен, в первую очередь, картинами: Цитирую Олега Осетинского: "Итак, я пробил А. Прошкину – нетарифицированному лит-драмовскому режиссеру ТВ – постановку 10-серийного фильма по Госзаказу на «Мосфильме»! (Речь о фильме "Михайло Ломоносов") "Невероятный, неправдоподобный прыжок кучера разбитой телеги – в летчики суперлайнера! Это значило – огромные деньги и состоявшуюся судьбу! Почему я это сделал? Да только потому, что он, Прошкин, дал мне клятву снимать точно по с

Думаю этот пост создаст еще больше загадок кинематографа для непосвященного читателя. Тем интереснее будет смотреть на киномир.

Олег Осетинский ( фото с pics.ru)
Олег Осетинский ( фото с pics.ru)

Поехали. Есть такой драматург Олег Осетинский, он же отец знаменитой пианистки Полины Осетинской. Несколько лет назад Осетинский - старший, выпустил книгу "Витька дурак. История одного сценария". Книга потрясает и слогом и открытиями закулисья кино. Автор рассказывает много неожиданного про знаменитых советских режиссеров.

Начну с Лауреата Госпремии СССР, режиссера Александра Прошкина. Он известен, в первую очередь, картинами:

Цитирую Олега Осетинского:

"Итак, я пробил А. Прошкину – нетарифицированному лит-драмовскому режиссеру ТВ – постановку 10-серийного фильма по Госзаказу на «Мосфильме»! (Речь о фильме "Михайло Ломоносов")

"Невероятный, неправдоподобный прыжок кучера разбитой телеги – в летчики суперлайнера! Это значило – огромные деньги и состоявшуюся судьбу! Почему я это сделал? Да только потому, что он, Прошкин, дал мне клятву снимать точно по сценарию! И чем же он мне ответил на мой подарок...?!

Александр Прошкин ( фото с сайта vestirama.ru)
Александр Прошкин ( фото с сайта vestirama.ru)

А вот чем – как только была поставлена последняя печать... он тут же сообщил мне, что снимать точно по сценарию он не будет, что он вычеркнет две ключевые фигуры – Петра I и Комментатора, а также откажется от основного формообразующего элемента сценария – сюрреалистического взаимопроникновения эпох, потому что – цитирую! – «у меня не хватит артистизма, слишком сложная форма, непривычно.

Я, крикнув: «Предатель!... упал в обморок у телефона."

Каково, а? Тут надо заметить, что "Михайло Ломоносов" стал девятой картиной Прошкина. Поэтому к словам о "кучере разбитой телеги" надо относится осторожно.

Следующий режиссер, которому помог Осетинский - это Владимир Мотыль. Его "Белое солнце пустыни" многие относят к шедеврам советского кино. Но Осетинский был соавтором другого фильма, а именно "Звезда пленительного счастья"…

Владимир Мотыль ( фото с сайта ria.ru)
Владимир Мотыль ( фото с сайта ria.ru)

Драматург считает, что Мотыль "опреснил принятый 1-ый вариант сценария". То,что было принято к производству официально сильно отличалось от того, что увидел зритель.

Цитирую Осетинского: "Сценарий, полный таланта, любви, правды и ясной увлекательности, он превратил почти везде в примитивный барский ландрин с песенками, уничтожив, по существу, 2 главных образа – Машу Волконскую и Сергея Волконского, запутав изящную композицию модными тогда у провинциальных кинолюбителей ретроспекциями. Единственное, что он не мог изуродовать, – Цейдлера в гениальном исполнении Смоктуновского.

"Расстались мы с Мотылем так: я выгнал...из моей квартиры – и прорычал: «Ты без меня – посредственность! Без меня ты – никто! И ничего не снимешь!»

На мой взгляд "Звезда пленительного" уступает заметно "Белому солнцу пустыни". Но это на мой, субъективный, взгляд.

Что касается последующих фильмом Владимира Мотыля, то за следующие 35 лет он снял их пять. Немного. И ни один не запомнился. Вы смотрели "Лес" ( 1980 года)? А "Невероятное пари или Истинное происшествие, благополучно завершившиеся 100 лет назад"? (1984). Про "Расстанемся пока хорошие" и не спрашиваю. Увы, увы. Жаль. А может стоит пересмотреть эти фильмы?

Третий соавтор Осетинского - Савва Кулиш. Его первый кинофильм "Мертвый сезон" (1968), оказался и самым успешным его фильмом.

Савва Кулиш ( фото с сайта kvistrel.su)
Савва Кулиш ( фото с сайта kvistrel.su)

С Осетинским они написали сценарий картины "Взлет" c Евгением Евтушенко в роли Циолковского. Точнее эта роль была написана для Иннокентия Смоктуновского, а поэт Евтушенко встал на колени на кухне у Осетинского, умоляя отдать роль ему. Если Смоктуновского поддерживал директор "Мосфильма" Сизов, то за Евтушенко стоял режиссер Кулиш. Осетинский попал в сложное положение. В итоге он, разругавшись со Смоктуновским, выбрал поэта Всея Руси. Дело в том, Евтушенко дал твердое слово не допускать искажения сценария. Но, как вы догадались, обманул и из гениального сценария получился чудовищный "кулиш".

Режиссер Савва Кулиш снял в 1982 "Сказки, сказки Старого Арбата". Фильм неплохой, но не более того. Затем были еще 4 фильма, два из которых документальные, причем один к 850-летию Москвы. И все. Не густо. В чем причина? Неизвестно.

Но в случае с Олегом Осетинским, как говорится - "дыма без огня не бывает". Согласны?

Что скажете?) Мне важно Ваше мнение!

Мотыль - Прошкин - Кулин
Мотыль - Прошкин - Кулин

Скачать книгу "Витька дурак. История одного сценария" можно здесь.

Статьи по теме: