Найти тему
Generalissimus

Подборка фильмов ко Дню пограничника. Часть 2-я

Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ

«Застава» (Производство: Россия. 2007 год; режиссёр – Игорь Русланович Климов)

После распада Советского Союза на протяжении полутора десятков лет не было снято ни одного достойного художественного фильма о пограничниках. Эту тему вообще отечественные кинематографисты затрагивали эпизодически. «Застава» стала первым полноценным сериалом, повествующим о повседневной службе пограничников, охраняющих среднеазиатские рубежи от посягательств местных банд, функционеров и радикалов международного терроризма, препятствующих незаконному обороту наркотиков и оружия.

Для своего времени, когда телевизионный эфир ещё не был пресыщен подобными фильмами и сериалами, «Застава» смотрелась на вполне приличном уровне, с интересом, увлечением и сопереживанием главным героям. По прошествии 14 лет сериал воспринимается иначе. Сюжет уже не выглядит столь интригующим и захватывающим, заметны ляпы, нестыковки и прочие типичные недостатки, присущие современным сериалам.

Кадры из сериала «Застава» (Производство: Россия. 2007 год; режиссёр – Игорь Климов)
Кадры из сериала «Застава» (Производство: Россия. 2007 год; режиссёр – Игорь Климов)
-3
-4
-5

«На краю стою» (Производство: Россия. 2008 год; режиссеры – Эдуард Тополь, Рауф Курбаев и Мунид Закиров)

Экранизация романа Эдуарда Тополя. Как заявлял сам автор и режиссёр, фильм основан на реальных историях службы российских пограничников на границах бывших советских среднеазиатских республик. Фильм «На краю стою» вызвал неоднозначную реакцию и зрителей. Большинство их в целом восприняло картину положительно, другие критиковали фильм за излишнее освещение нелицеприятных тем и демонстрации щекотливых моментов.

И всё-таки в фильме много положительного и заслуживающего внимания. Прежде всего, показаны реалии нынешней службы наших пограничников, для которых одной из главных задач теперь является не только охрана неприкосновенности территории России, но и противодействие распространению наркотиков. Может, и не без недостатков, но Артуру Смольянинову удалось на экране воссоздать достойный образ российского пограничника – сильного духом, которого не сломили травмы, беды, трудности и безысходность.

Кадры из фильма «На краю стою» (Производство: Россия. 2008 год; режиссеры – Эдуард Тополь, Рауф Курбаев и Мунид Закиров)
Кадры из фильма «На краю стою» (Производство: Россия. 2008 год; режиссеры – Эдуард Тополь, Рауф Курбаев и Мунид Закиров)
-7
-8
-9

«В июне 41-го» (Производство: Россия и Белоруссия. 2008 год; режиссёр – Александр Станиславович Франскевич-Лойе)

Данный мини-сериал является типичным представителем так называемого направления военно-приключенческих фильмов о Великой Отечественной войне. Оценки зрителей относительно итогового качества и содержания картины разделились.

Одни критиковали и даже ругали «В июне 41-го» за превращение темы ВОВ в пафосный и мало реалистичный боевик, главным героем которого стал практически неуязвимый и непобедимый супер-герой. Другие относили к положительным моментам профессиональную актёрскую игру и операторскую работу, патриотическую составляющую фильма.

Вызывает уважение и одобрение желание режиссера и сценаристов снять эпический фильм о подвиге советских пограничников, оказавших повсеместное и достойное сопротивление передовым частям Вермахта, проявив мужество, героизм, отвагу и самопожертвование. Однако в итоге получился проходной фильм, оторванный от реалий приграничных сражений июня 1941 года.

Да, фильм динамичный, а сюжет развивается стремительно. Впечатляет количество батальных сцен, перестрелок, рукопашных, погонь, боевых столкновений с применением самых разных видов оружия. Но всё равно итоговая оценка не превышает отметки «3+».

Кадры из мини-сериала «В июне 41-го» (Производство: Россия и Белоруссия. 2008 год; режиссёр – Александр Франскевич-Лойе)
Кадры из мини-сериала «В июне 41-го» (Производство: Россия и Белоруссия. 2008 год; режиссёр – Александр Франскевич-Лойе)
-11
-12
-13
-14

«Брестская крепость» (Производство: Россия и Белоруссия. 2010 год; режиссёр – Александр Константинович Котт)

Данный фильм является одним из лучших современных фильмов, посвященных теме Великой Отечественной войне. Режиссерам, актёрам и съёмочной группе удалось наиболее полно, хронологически точно, достоверно, масштабно, правдиво, проникновенно, многогранно и максимально реалистично воссоздать ключевые эпизоды героической обороны Брестской крепости, активными участниками которой стали пограничники.

Андрей Мерзликин сумел воссоздать образ того самого лейтенанта Андрея Кижеватова – начальника 9-й пограничной заставы 17-го Брестского пограничного отряда, который с 23 по 29 июня 1941 года совместно со старшим лейтенантом А. Е. Потаповым до последней возможности оборонял развалины казарм 333-го стрелкового полка и Тереспольские ворота.

Вполне заслужено эпопея «Брестская крепость» была признана российскими и белорусскими зрителями лучшим фильмом года. И сегодня, спустя одиннадцать лет после своей премьеры «Брестская крепость» остаётся одним из наиболее достоверных, интересных, реалистичных, масштабных, эпических, проникновенных и зрелищных художественных фильмов о Великой Отечественной войне.

Кадры из фильма «Брестская крепость» (Производство: Россия и Белоруссия. 2010 год; режиссёр Александр Котт)
Кадры из фильма «Брестская крепость» (Производство: Россия и Белоруссия. 2010 год; режиссёр Александр Котт)
-16
-17
-18

«Стреляющие горы» (Производство: Россия. 2011 год; режиссёр – Рустам Ренатович Уразаев)

Экранизация одноимённого романа Геннадия Ананьева и Юрия Бойко, повествующего об одном из эпизодов, произошедшем в 2003 году в печально известном Панкисском ущелье, расположенном на границе Чечни и Грузии. Сюжет фильма довольно прост – группа российских пограничников противостоит крупному отряду боевиков, пытающемуся прорваться с сопредельной стороны на территорию России.

Мини-сериал «Стреляющие горы» нельзя причислить к категории первоклассных или даже очень хороших фильмов. Общая оценка картины находится в диапазоне между «3+» и «4–». Сценарий фильма слабоват, режиссёр и сценаристы пошли по привычному пути типичных для данного жанра использования привычных клеше и штампов, диалоги затянуты и откровенно скучны, много претензий относительно правдоподобности батальных сцен. Однако актёры, пиротехники, постановщики перестрелок и боёв постарались, чтобы фильм не выглядел уж совсем посредственным и проходным.

Подвиг российских пограничников, которые на протяжении многих лет несут труднейшую службу в районе Панкисского ущелья, сопряженную с постоянным риском для жизни, экранизирован на вполне приличном уровне. Мини-сериал «Стреляющие горы», однозначно, заслуживает однократного просмотра как дань памяти подвигам и мужеству пограничников, служивших и до сих пор несущих службу на Северном Кавказе.

-19
-20
-21
-22

«Тихая застава» (Производство: Россия . 2011 год; режиссёр – Сергей Анатольевич Маховиков)

В основу сюжета фильма легли события, произошедшие 13 июля 1993 года на таджикско-афганской границе, ныне известные как нападение моджахедов на 12-ю пограничную заставу Московского погранотряда. В тот день афганские и таджикские боевики предприняли попытку прорваться на территорию Таджикистана.

Российские пограничники и бойцы 201-й мотострелковой дивизии на протяжении 11 часов отражали атаки превосходящих сил противника, при этом 25 россиян погибли. Моджахеды так и не смогли добиться намеченных целей. Шестеро пограничников были удостоены звания Героя Российской Федерации (из них четверо – посмертно).

В своё время о подвиге личного состава 12-й пограничной заставы Московского погранотряда говорили довольно много, но лишь благодаря Сергею Маховикову эти трагические и одновременно героические события были экранизированы на вполне достойном уровне. Да, скромный бюджет не позволил снять эпичное кино, подобное «9-й роте». Не всем зрителям пришлись по нраву неспешное повествование, лирические линии и художественный авторский вымысел.

Однако режиссёру удалось главное – увековечить в художественном отечественном кино подвиг российских пограничников, в очередной раз доказавших, что даже в самые трудные и кризисные периоды в истории нашей страны российские границы и рубежи сопредельных союзных стран охраняются настоящими защитниками Отечества и подлинными героями страны.

Кадры из фильма «Тихая застава» (Производство: Россия . 2011 год; режиссёр – Сергей Маховиков)
Кадры из фильма «Тихая застава» (Производство: Россия . 2011 год; режиссёр – Сергей Маховиков)
-24
-25
-26
-27

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)