Найти тему
Факты и рассуждения

Актуальность "Афони" сегодня

Добрый день!

Недавно в очередной, неизвестно какой по счёту раз пересмотрел с удовольствием "Афоню". Он относится к многочисленной категории советских фильмов, которые можно пересматривать бесконечно. При том, что к самому советскому строю лично я отношусь более чем скептически. Видно был в те времена какой-то незримый ньюанс, заставляющий отдельных режиссёров и сценаристов выдавать подобные шедевры с таким непередаваемым ощущением действительности и тонкой сатирой на происходящее.

И вот на какие мысли навела картина. Прежде всего забавно слышать многочисленные голоса наших зрелых современников, которые раз за разом убеждают нас что "вот в наши времена такого не было, а нынче молодёжь до того разбаловалась, что сама не знает, чего хочет". Самый яркий пример - когда тыкают пальцем в знакомых, причем как парней, так и девушек, которые к 30-40 годам так не определились с выбором спутника жизни, мечтают видеть рядом с собой какие-то недостижимые на практике идеалы внешности, характера и успешности. Они порхают на корпоративах, ночных клубах и прочих мероприятиях как бабочки с цветка на цветок, а в то же время слышится осуждающий старческий шёпот на лавочке "часики тикают", "с жиру бесятся", "а вон у Ленки с пятого подъезда девка хорошая/скромная - чёт никто не берёт..." Стоп. Но разве не эта же тема составляет одну из главных сюжетных линий "Афони"? Герой упорно отодвигает на задний план влюблённую в него и очень положительную Катю и всё витает в облаках - то он предпочитает Кате вульгарного вида девицу на танцах, то грезит о красавице, которую сыграла Нина Маслова.

Для эффектной сцены на танцах, актрисе Валентине Распутиной в бюстгалтер положили мешочки с манной крупой.
Для эффектной сцены на танцах, актрисе Валентине Распутиной в бюстгалтер положили мешочки с манной крупой.

Обычно идея для сюжетной линии в подобных фильмах не берется на 100% из воображения сценариста и режиссёра, чаще всего сюда входят также и реальные впечатления и жизненный опыт создателей. Напомню, что фильм снят почти 50 лет назад. А если мы копнём значительно глубже, еще лет на 150, то взору предстанет произведение "Евгений Онегин", где главная мысль автора упирается в ту же самую проблему. Идём далее - в "Анне Карениной" в чем-то схожая история Китти Облонской и Алексея Вронского. И частично та же тема похожа на заморочки героини Ирины Муравьёвой в оскароносной советской картине "Москва слезам не верит". Во все времена наблюдательные творческие люди подмечали тенденции в обществе и отражали это в своих произведениях. Чем трогает именно этот фильм, так это особой атмосферой: уж очень обаятельно жуликоватый сантехник держит Екатерину в состоянии, которое в нынешней эпохе модно называть "френдзоной". Первоначально на роль Афони предполагалось не менее десятка других претендентов, в их числе Высоцкий, Караченцев, польский актёр Ольбрыхский и даже крайне убедительно сыгравший приятеля Афони и типичного советского алкоголика Брондуков.

Бронислав Брондуков настолько органично сыграл выпивоху, что местные пьяницы стали принимать его за своего, а швейцар отказался пускать в заведение, где шли съемки
Бронислав Брондуков настолько органично сыграл выпивоху, что местные пьяницы стали принимать его за своего, а швейцар отказался пускать в заведение, где шли съемки

Всем стало понятно, что только Куравлёв способен так сыграть в целом отрицательный социальный типаж, чтобы зритель мог простить его. Примечательно, что среди мешков писем от зрителей режиссёру со словами благодарности было и очень забавное письмо от одной женщины. Она была недовольна тем, что пьющий герой Куравлева получился настолько притягательным. "Вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?" - спрашивала она Георгия Данелию. По всей видимости женщина была из тех, кто тащит на себе тяжёлый груз совместной жизни с пьющим представителем пролетариата. И крайне возмутилась, увидев разницу между своей реальной жизнью и лубочной интерпретацией подобного на экране.

Немногим известно, что изначально, по задумке автора сценария Бородянского кардинально другой был сюжет и даже жанр фильма. Главный герой планировался как маляр (в этой профессии какое-то время практиковался в юности сам сценарист) жанр - как тяжёлая социальная драма. Положительная героиня Катя в конце фильма совершила бы суицид, а жизнеутверждающий момент в самом конце картины - финальную встречу Афони и Кати предполагалось совершить лишь во сне героя. Но раз за разом отрабатывая дубли, создатели картины словно ощущали нехватку чего-то. Наконец, пришло озарение - подсознание просит, чтобы Катя явилась Афанасию в реальности, тем самым поставив жирную точку хэппи энда.

Сцену, которую изначально планировали лишь во сне Афони, решили сделать наяву
Сцену, которую изначально планировали лишь во сне Афони, решили сделать наяву

Конечно же нашлись высоколобые критики, пожурившие фильм за "банальность хэппи энда". Когда Данелия в 1976 году был в Лос-Анджелесе по другим делам, так совпало, что в кинотеатре и там презентовали "Афоню". Режиссёр был уверен, что американцы не разбирающиеся в ньюансах советской жизни останутся равнодушны к его детищу. И сильно ошибся, им фильм очень понравился.

Но актуальность сюжета для сегодняшнего дня кроется не только в перипетиях амурных дел. При том что в советские времена была извечная пропаганда об ответственности в отношении к любому делу и обожествлению труда фильм смело вскрыл многочисленные "гнойнички" общества: формальный подход к своей работе на местах, безответственность, равнодушие, корысть. Прошло много десятилетий, мы живём в совсем другой стране, но по-прежнему часто в в сопутствующих сферах жизни слышно:

  • А оно тебе/мне надо?
  • Если хочется работать, ляг поспи и всё пройдет
  • Я перерабатывать не нанимался!

Большое спасибо за внимание, пишите в комментариях что думаете по этому поводу.