Добрый день!
Недавно в очередной, неизвестно какой по счёту раз пересмотрел с удовольствием "Афоню". Он относится к многочисленной категории советских фильмов, которые можно пересматривать бесконечно. При том, что к самому советскому строю лично я отношусь более чем скептически. Видно был в те времена какой-то незримый ньюанс, заставляющий отдельных режиссёров и сценаристов выдавать подобные шедевры с таким непередаваемым ощущением действительности и тонкой сатирой на происходящее.
И вот на какие мысли навела картина. Прежде всего забавно слышать многочисленные голоса наших зрелых современников, которые раз за разом убеждают нас что "вот в наши времена такого не было, а нынче молодёжь до того разбаловалась, что сама не знает, чего хочет". Самый яркий пример - когда тыкают пальцем в знакомых, причем как парней, так и девушек, которые к 30-40 годам так не определились с выбором спутника жизни, мечтают видеть рядом с собой какие-то недостижимые на практике идеалы внешности, характера и успешности. Они порхают на корпоративах, ночных клубах и прочих мероприятиях как бабочки с цветка на цветок, а в то же время слышится осуждающий старческий шёпот на лавочке "часики тикают", "с жиру бесятся", "а вон у Ленки с пятого подъезда девка хорошая/скромная - чёт никто не берёт..." Стоп. Но разве не эта же тема составляет одну из главных сюжетных линий "Афони"? Герой упорно отодвигает на задний план влюблённую в него и очень положительную Катю и всё витает в облаках - то он предпочитает Кате вульгарного вида девицу на танцах, то грезит о красавице, которую сыграла Нина Маслова.
Обычно идея для сюжетной линии в подобных фильмах не берется на 100% из воображения сценариста и режиссёра, чаще всего сюда входят также и реальные впечатления и жизненный опыт создателей. Напомню, что фильм снят почти 50 лет назад. А если мы копнём значительно глубже, еще лет на 150, то взору предстанет произведение "Евгений Онегин", где главная мысль автора упирается в ту же самую проблему. Идём далее - в "Анне Карениной" в чем-то схожая история Китти Облонской и Алексея Вронского. И частично та же тема похожа на заморочки героини Ирины Муравьёвой в оскароносной советской картине "Москва слезам не верит". Во все времена наблюдательные творческие люди подмечали тенденции в обществе и отражали это в своих произведениях. Чем трогает именно этот фильм, так это особой атмосферой: уж очень обаятельно жуликоватый сантехник держит Екатерину в состоянии, которое в нынешней эпохе модно называть "френдзоной". Первоначально на роль Афони предполагалось не менее десятка других претендентов, в их числе Высоцкий, Караченцев, польский актёр Ольбрыхский и даже крайне убедительно сыгравший приятеля Афони и типичного советского алкоголика Брондуков.
Всем стало понятно, что только Куравлёв способен так сыграть в целом отрицательный социальный типаж, чтобы зритель мог простить его. Примечательно, что среди мешков писем от зрителей режиссёру со словами благодарности было и очень забавное письмо от одной женщины. Она была недовольна тем, что пьющий герой Куравлева получился настолько притягательным. "Вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?" - спрашивала она Георгия Данелию. По всей видимости женщина была из тех, кто тащит на себе тяжёлый груз совместной жизни с пьющим представителем пролетариата. И крайне возмутилась, увидев разницу между своей реальной жизнью и лубочной интерпретацией подобного на экране.
Немногим известно, что изначально, по задумке автора сценария Бородянского кардинально другой был сюжет и даже жанр фильма. Главный герой планировался как маляр (в этой профессии какое-то время практиковался в юности сам сценарист) жанр - как тяжёлая социальная драма. Положительная героиня Катя в конце фильма совершила бы суицид, а жизнеутверждающий момент в самом конце картины - финальную встречу Афони и Кати предполагалось совершить лишь во сне героя. Но раз за разом отрабатывая дубли, создатели картины словно ощущали нехватку чего-то. Наконец, пришло озарение - подсознание просит, чтобы Катя явилась Афанасию в реальности, тем самым поставив жирную точку хэппи энда.
Конечно же нашлись высоколобые критики, пожурившие фильм за "банальность хэппи энда". Когда Данелия в 1976 году был в Лос-Анджелесе по другим делам, так совпало, что в кинотеатре и там презентовали "Афоню". Режиссёр был уверен, что американцы не разбирающиеся в ньюансах советской жизни останутся равнодушны к его детищу. И сильно ошибся, им фильм очень понравился.
Но актуальность сюжета для сегодняшнего дня кроется не только в перипетиях амурных дел. При том что в советские времена была извечная пропаганда об ответственности в отношении к любому делу и обожествлению труда фильм смело вскрыл многочисленные "гнойнички" общества: формальный подход к своей работе на местах, безответственность, равнодушие, корысть. Прошло много десятилетий, мы живём в совсем другой стране, но по-прежнему часто в в сопутствующих сферах жизни слышно:
- А оно тебе/мне надо?
- Если хочется работать, ляг поспи и всё пройдет
- Я перерабатывать не нанимался!
Большое спасибо за внимание, пишите в комментариях что думаете по этому поводу.